Илья Смирнов

© Радио Свобода

КультураМир

7323

25.10.2008, 20:30

«Никто не выжил, кроме коммунистов». Пространство Колчака на экране

Эпиграфом к своему отчету после просмотра нового исторического блокбастера «Колчак» я поставил бы высказывание одного исторического деятеля. «Русские после своей революции покончили со всеми, кто не был коммунистом… Просто расстреляли всех и каждого». Я вам потом скажу, чье это высказывание.

А Dago Film Productions и «Дирекция кино Первого канала» блеснули не только деньгами, но и интеллектом. Каждый ход невероятно оригинален. Слово «Адмиралъ» в названии, конечно, с твердым знаком в конце. А начинается житие адмирала Колчака с чего? Правильно, с иконы. Потом Колчак лично выигрывает морской бой у многократно превосходящих сил нарисованного в компьютере противника одним метким выстрелом из пушки — точь-в-точь как анекдотический персонаж из предыдущего блокбастера, «1612». Потом коллективная молитва экипажа проводит корабль через минные поля. А благословение Самого Государя Императора, плюс очередная икона, Высочайше подаренная, ведут адмирала через тернии гражданской войны. Еще представлены лицемерные иностранцы с Запада, как бы союзники, а на самом-то деле предатели. Тоже оригинально в свете нынешней конъюнктуры. Поверх компьютерной стрелялки наклеили мелодраму, в которой все душевные терзания проиллюстрированы одним и тем же влюбленным выражением на кукольном личике главной героини, а если поставлена более сложная задача — например, показать, как же это наша героиня среди икон и лампад торжественным крестным ходом ушла от законного супруга к другому мужчине, у которого вообще-то своя жена и ребенок, — как это показать, не потревожив общего благолепия? Очень просто. Муж-то, он не просто нелюбимый. Он еще решил перейти на сторону Советской власти. Какие ж могут быть после этого семейные обязательства?

Потому как Гражданскую войну вели иконописные белые офицеры, а против них «нечто», которое со зверской мордой, сморкаясь одним пальцем, режет ни в чем не повинных людей. Человек наивный спросит: нельзя ли было при таких сумасшедших деньгах показать Николая Второго и Керенского хоть чуточку более похожими на себя самих… Простите, а на что похоже все остальное? Просто представьте себе переход от начала фильма к его же середине. Матросы только что на наших глазах геройски сражались с немцами за царя и отечество под командованием своих любимых офицеров, и вдруг ни с того, ни с сего бросаются этих офицеров убивать. Показано во всех натуралистических подробностях и первое, и второе. Вопрос: почему они так поступают? Что с ними стряслось?

Должно же быть хоть какое-то объяснение. В таких выдающихся фильмах, как «Апартаменты зла», «Полемика с вампиром» и «Зомби возвращаются — 8» объяснения присутствуют. Какие — никакие. Джона покусала жужелица, он порос хитином и взбесился. Наши, с позволения сказать, деятели киноискусства даже до этого не унижаются. У них объяснения нет вообще никакого. Что открывает широкий простор для зрительского творчества в направлении либо масонских, сионистских, марсианских заговоров (нужное подчеркнуть), либо, извините, той версии, что русские — по природе своей какие-то недочеловеки, низшая раса, склонная к бессмысленным убийствам. Такой версии придерживались, сами знаете, кто. И цитата о России, которую я вам в начале привел, принадлежит Эрнсту Кальтенбруннеру (Цит. по: Голденсон Л. Нюрнбергские интервью. — Екатеринбург, У-Фактория, 2007, с. 226).

К самому Александру Васильевичу Колчаку это не имеет отношения, он был известный полярный исследователь, морской офицер, а в политике, через которую, себе на беду, вошел в историю, оказался просто не на своем месте. Вопреки тому, что с пафосом пропечатано в анонсе «Адмирала» — «остался верен прежней, старой России» — он не имел определенных взглядов, сначала, вроде как, монархист, потом поддержал Временное правительство, считая себя «совершенно свободным от всяких обязательств по отношению к монархии», пытался самоопределиться в широком спектре от марксистов (встреча с Г.В. Плехановым, который потом сказал, что в политике Колчак «видимо, совсем неповинен») до черносотенцев. По свидетельству ряда источников, адмирал зачитывался «Протоколами сионских мудрецов» (которые печатали в Омске для его армии) и даже в союзнической миссии искал масонов.

Карьера Колчака как Верховного правителя начиналась поздней осенью 18 года не молитвами, несколько иными звуками. Члены Учредительного собрания, которые осудили колчаковский военный переворот, оказались в омской тюрьме.

«К утру 23 декабря в тюрьму явился поручик Ф. Барташевский… потребовал выдачи ему арестованных, "основываясь на личном распоряжении верховного правителя"… эсеров Н. Фомина, Брудерера, Сарова, Локтева, меньшевиков Барсова, Марковецкого, Лиссау, фон Мекка, выдал расписку в "получении" и приказал вести их в гарнизонное собрание на "суд"… Вывел на улицу эту восьмерку вместе с теми, кого он доставил в суд ранее и кого уже осудили. Всех сбили в одну кучу, окружили конвойными и погнали на берег Иртыша…», где они были «расстреляны или убиты штыковыми ударами».

Нельзя не согласиться с профессором Иоффе Генрихом Зиновьевичем: когда матрос-анархист Железняков по поручению Ленина закрывал Учредительное собрание, депутатов просто разогнали. Колчаковцы освобождались от всенародно избранной власти более жестоко. Хотя сам адмирал отрицал свою вину, говорил, что «трупами учредиловцев крайне правые силы рассчитывали дискредитировать его режим и его лично». На похороны депутата Фомина Нила Валерьяновича (председателя правления сибирского кооперативного союза) даже прислал своего адъютанта. Впрочем, и убийц не наказал. Т.е. крайне правым не угодил нерешительностью и интеллигентностью, но его режим, установленный в результате вот такого переворота, вот такими людьми дальше развивался по собственным законам, и за год добился того, что против адмирала восстали практически все и повсюду. В фильме показано: поезд правителя проехать не может, железнодорожники собираются взорвать пути, к окнам не подходите, крестьяне будут стрелять, но почему — бог весть, наверное, с ума сошли, непонятно даже, что за Политический Центр такой сверг и арестовал Колчака.

Господи, все это можно было бы по-человечески показать, в том числе и трагедию офицерства в Гражданской войне (этот сюжет мы уже обсуждали). И личную трагедию Колчака показать. А показали антисоветскую листовку в мыльном соусе.

Кстати, смотрел недавно и в театре представление в том же жанре на тот же самый сюжет про Колчака, и тоже было стыдно за талантливого актера, который согласился подрабатывать массовиком в «Союзе меча и орала».

Ну да бог с ними, артисты люди подневольные. А вот у заказчиков получается конфликт интересов. С одной стороны, интерес патриотический требует наконец-то прикрутить антикоммунистический вентиль, потому что все недоброжелатели нашей страны атакуют ее именно с таких позиций: музеи советской оккупации, геноцидомор и прочее. Можно ли этому противостоять, если сам повторяешь как «Попка дурак» то же самое? С другой стороны, есть классовый интерес. А он велит как раз упорно и тупо, как сваи в грунт, вколачивать в сознание простонародья: не дай вам бог поднимать руку на господ, на господскую собственность. Чтобы на любое движение в эту сторону, к «пересмотру итогов приватизации», вырабатывался условный рефлекс: только плохие дети делают это! очень плохие! грязные «совки»! И получается у нас, судя по репертуару, что классовое чувство сильнее. Все как доктор Маркс прописал.

Илья Смирнов

© Радио Свобода

КультураМир

7323

25.10.2008, 20:30

URL: https://babr24.info/?ADE=48309

bytes: 7403 / 7403

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Илья Смирнов.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3912

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2696

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1875

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3760

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4770

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8736

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8455

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10808

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4987

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6186

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9039

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12164

20.11.2024

Лица Сибири

Чернышев Игорь

Колмаченко Василий

Грешилов Алексей

Сутула Василий

Сильва Беойя Умберто

Предеин Сергей

Сафронов Александр

Щепин Андрей

Васильев Михаил

Чуловский Сергей