Под судом - учебник православия
Издание первого учебника Закона Божия для школ (Бородина А.В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2002) побудило правозащитную организацию «За права человека» подать иск в прокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ проректора Московского института повышения квалификации работников образования и руководителей Минобра РФ, которые рекомендовали данный учебник для средней школы.
Строго говоря, на учебнике стоит гриф «Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви». Этот гриф де-юре не дает право включить учебник в какой-либо комплект учебных пособий для школ, поскольку так называемый «Координационный совет» просто не имеет полномочий что-либо рекомендовать - на это в структуре Минобра есть специальное подразделение. Заседает этот совет не в Минобре, а в здании Московского Епархиального Управления.
Пока гриф на учебнике не будет сменен на хотя бы «Допущено Министерством образования», учебник не может попасть в стены школы. Тем не менее, он уже там, и близкое к РПЦ издательство Покров, выпустившее данное произведение, готовит очередной тираж в 30.000 экземпляров.
Вот лишь несколько цитат из нового учебника, которые должны, как минимум, озадачить людей, знакомых с данным вопросом, и насторожить тех православных, которые считают православие своей исконной верой, а не всего лишь «причисляют» себя к оному.
На стр. 21–22 учебника утверждается, что только Восточная (православная) церковь продолжает следовать первоначальной апостольской традиции в отличие от католической и протестантской, а затем на стр. 31 ученикам предлагается выяснить, "в чем заключается ересь монофизитства". Заметим, что к монофизитству относятся Армянская Апостольская и Эфиопская Православная церкви.
Более того, на стр. 26 заявляется, что постановления Никейского собора 325 г. о божественности и единосущности Христа являются «непреложной истиной», то есть в числе заблуждающихся оказывается большая часть человечества - от армян-григориан и части протестантов до буддистов, не говоря уж о неверующих.
Автор прямо и открыто агитирует в пользу православия, отождествляя понятия «русский» и «православный».
Автор констатирует, что «общение с другими народами и национальностями» для «православного русского народа» «чаще всего совсем «невыгодно» и даже опасно, т. к. «гости» или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традиционно-православного государства».
В изложении А.В. Бородиной ситуация с распятием Христа выглядела так: «Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ (т.е. евреев), чтобы он требовал распятия Христа.<...> Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему <…>.
Такая упрощЈнная трактовка не совпадает с евангельским текстом. В Евангелии от Матфея эти действия инкриминируются первосвященникам и старейшинам (Мф. 27: 1), в Евангелии от Луки к ним добавлены ещЈ и «книжники» (Лк. 23: 10).
После параграфа, содержащего этот вдохновенный абзац, ученикам на 114 странице задается вопрос: «Почему иудеи распяли Христа? Что мешало им понять духовный смысл Иисуса о Царствии Небесном?». Ответ есть в учебнике: «думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему».
В результате первого судебного разбирательства в тексте учебника состава преступления не обнаружили. Вторые же слушания по делу не состоялись по непонятной пока причине. Как говорят об этом очевидцы, судья, так и не начав заседание, объявил перерыв, в течение которого исчез из здания суда и не появился до конца дня. Дата третьих слушаний пока не объявлена.
Злые языки говорят, что процесс сорван из-за давления государства. Что теперь в отсутствие коммунизма, народу (он-де - быдло, ему все равно, все схавает) стремятся дать другой фетиш – православие под флагом РПЦ в ее нынешнем виде. Не думаю, что именно о таком государстве с такими ценностями мечтают истинные православные.