Греческий мир в русском искусстве
В Строгановском дворце с 19 мая 2001 года открыта выставка "Греческий мир в русском искусстве". В экспозиции представлено 80 живописных и графических произведений ХVIII - ХIХ веков из собрания Русского музея. Постоянный интерес к земле древней Эллады легко прослеживается в русской художественной культуре. На различных этапах ее развития ориентация на эстетические принципы древнегреческого искусства, использование сюжетов эллинской мифологии и литературы имеют определенную специфику. Во второй половине XVIII столетия на основе изучения древнегреческих образцов классической эпохи в русском искусстве формируется новая стилевая система. Затем, в эпоху романтизма русские художники широко использовали арсенал античной мифологии и образности, но ориентировались именно на период развития античного искусства. Небольшие этюды К.П.Брюллова "Персей и Андромеда", "Смерть Лаокоона", эскиз плафона "Феб на колеснице", картина Ф.А.Моллера "Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на Патмосе" насыщены эмоциональной напряженностью и драматизмом, которые отражают суть романтического восприятия мира. Видовое, пейзажное изображение греческих земель и исторических памятников появляется в отечественной живописи и графике в конце 1820-х годов. На выставке представлены графические листы К.П.Брюллова, М.Н.Воробьева, братьев Г.Г. и Н.Г.Чернецовых. Новый всплеск интереса к античной мифологии обнаруживается в начале ХХ столетия. Эстетическое мироощущение "серебряного века" ощутим в трактовке античной темы в "Похищении Европы", в "Одиссее и Навзикае" В.А.Серова, а также в "Древнем ужасе" Л.С.Бакста. О чрезвычайной популярности древнегреческой литературы и театра свидетельствуют произведения Л.С.Бакста, А.Я.Головина и Е.Е.Лансере. Греческие мотивы возникают в русском искусстве и в середине ХХ века. Об этом свидетельствуют полотна С.В.Герасимова, изображающие архитектурные монументы Афин, Спарты, Коринфа. Тема греческого мира в русском искусстве всегда останется предметом неисчерпаемого эстетического интереса для России, в силу безусловной общечеловеческой значимости родившейся на земле Эллады античной цивилизации.