Духом смелый и прямой
Ох уж эти костюмные фильмы из далекого прошлого, в которых герои Шекспира щеголяют блатными татуировками, гладиаторы используют приемы из арсенала современного рестлинга, а за кадром непременно звучит что-нибудь гитарно-динамичное, - жанр скользкий и опасный. Может получиться здорово и органично, как у База Лурмана в "Ромео и Джульетте", а может - и не пришей кобыле хвост, как в каком-нибудь убогом "Планкетте и Маклейне" или у того же Лурмана в "Мулен Руж". "История рыцаря" застряла где-то посередине: уж конечно не шедевр, но когда несметные поклонники рыцарских турниров начинают притоптывать и прихлопывать в такт квиновской кричалке We Will Rock You! - на душе становится радостно и спокойно, как в детстве, когда в шестой раз пересматриваешь "Большие гонки" или "Спасите "Конкорд". Сюрпризов, понятное дело, в такой ситуации быть не может, но не будет и разочарований. Два десятка слов о сюжете. Франция, пятнадцатый что ли век. Юный оруженосец (Хит Леджер) присваивает себе благородное звание убитого хозяина, чтобы получить право сражаться на рыцарских турнирах, и в компании двух комических спутников (Марк Эдди и Элен Тьюдик) и не менее комического основоположника английской литературы и страстного картежника Джеффри Чосера (Пол Беттани) выходит в финал чемпионата мира по рыцарским единоборствам и завоевывает сердце прекраснейшей девушки на свете (Шэннин Соссамон). Фильм якобы снят по отдаленным мотивам одного из "Кентерберийских рассказов" Чосера, но на самом деле с классическим первоисточником связан не больше, чем "Где же ты, брат мой?" Джоэла Коэна с гомеровской "Одиссей". Подлец критик умеет писать о шедеврах и полных провалах, а вот о нормальном, неплохом кино со смазливым главным героем, красивыми лошадками и торжеством справедливости в финале двух слов связать не может и начинает брюзжать по поводу анахронизмов, пошлостей и передержек. Зрителю для счастья надо существенно меньше. Хит Леджер ("Патриот") в холщовых брюках и расшитой рубашке, отплясывающий на придворном балу под Дэвида Боуи, похож на модного манекенщика, а еще больше - на длинноволосого паренька из провинции, приехавшего с гитарой под мышкой поступать в московский актерский вуз. Он прям и смел духом, как пушкинский рыцарь, но в отличие от последнего вовсе не сумрачен и бледен, а весел и розовощек. Рыцарские турниры выглядят безобидной и немного старомодной забавой, чем-то вроде бильярда, в котором роль кия отведена тупому копью, а роль шаров - головам противников. Классические рок-хиты, от Queen до AC/DC, непринужденно ложатся на средневековые аттракционы. Талантливые и молодые актеры с удовольствием исполняют отлично прописанные, фактурные роли второго плана... Пожалуй, единственный просчет создателей в длине фильма (чуть больше двух часов). После бравурного, легкого и непритязательного начала трудно подготовиться к возвышенной сентиментальности финала, и последние полчаса кажутся решительно лишними. "История рыцаря" - второй режиссерский проект известного сценариста Брайана Хельгеланда, удостоенного "Оскара" за сценарий "Секретов Лос-Анджелеса". Его первый фильм - "Расплата" с Мелом Гибсоном - впечатление произвел смешанное: Хельгеланд попытался превратить честный, крепкий боевик Джона Бурмана "В упор" (1967) в невнятную экзистенциальную драму с абсурдистским сюжетом и не слишком в этом преуспел. На съемках "Истории рыцаря" ему открылся главный секрет успеха в коммерческом кино - простодушие. С радостью и облегчением он собрал свою новую картину из всевозможных жанровых клише, стандартных типажей и предсказуемых сюжетных поворотов. И пусть эта радость немного похожа на чувство, с которым героиня "Тридцатой любви Марины" Владимира Сорокина в финале сливается с рабочим коллективом, кино от этого только выиграло.