Леонид Радзиховский

© Российская газета

КультураМир

5217

31.03.2009, 15:40

Творец

"1 апреля - день, когда мы вспоминаем, кем мы являемся все остальные 364 дня", - сказал Марк Твен.

Но в России эти слова имеют особый смысл.

1 апреля 1809 года, как известно, родился Н.В. Гоголь.

Так что 1 апреля мы и правда могли бы вспомнить, кем мы являемся остальные 364 дня в году. А являемся мы - ВСЕ - персонажами Гоголя.

"Все мы вышли из гоголевской "Шинели". Верно - если иметь в виду происхождение. Неверно, если понимать слова буквально: куда ж мы ОТ СЕБЯ уйдем, куда "из себя" выйдем? "Гоголевская шинель" - наша культурная утроба и колыбель, греет нас, как шинель грела Акакия Акакиевича, и нам без нее было бы так же худо, как ему. "Другой шинели у меня для вас нет",- мог бы сказать русский Бог.

Гоголь - такое же "чрезвычайное явление" России, как и обожаемый им Пушкин. "Золотой век" - век Пушкина и Гоголя, Пушкина/Гоголя. И про них обоих с равным основанием говорят "наше все". Причем "все" - это действительно ВСЕ. Все, что мы считаем "хорошим", и все, что мы считаем "плохим".

Пушкин и Гоголь - не ОПИСЫВАЛИ Россию. Они ее СОЗДАВАЛИ, точнее - ОТКРЫВАЛИ Россию для самой России.

"Весь этот мир глубокой тьмой окутан/ "Да будет свет!"/ И вот явился Ньютон" - так описывается рождение современной физики. Ровно по этой же формуле вспышка "двойной звезды" Пушкина-Гоголя осветила Россию и создала ее культуру, в том числе культуру политическую.

"Золотой век" русской культуры заменил нам и Возрождение, и Просвещение. "Поэт в России больше чем поэт" - не метафора. Пушкин/Гоголь - отцы-основатели России как особой Цивилизации.

Тогда же (чуть раньше) политики и юристы, отцы-основатели США сформулировали Декларацию независимости, а во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Родилась американская и французская буржуазная нация. И как бы их 200 лет ни крутила судьба, но их генетика не изменилась.

Пушкин/Гоголь выявили наши "культурные коды", душу России "выложили словами" - и это был генофонд ДРУГОЙ европейской нации. Если угодно, это был АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ генофонд.

ДРУГОЙ культурный геном во всем, начиная с формы, не четкий, юридический и идеологический документ, а поэтические книги, в которых изложена ДУШЕВНАЯ конституция народа, заменяющая ему "собственно Конституцию".

Другим было и СОДЕРЖАНИЕ. "Не дорого ценю я громкие права,/ От коих не одна кружится голова" - прямой ответ Пушкина на американо-французский "культурный вызов".

Пушкин и Гоголь, эти два русских европейца, заложили основу 200-летнего русского культурного диалога с Западом со всей его "и ненавистью, и любовью".

Николаевское правительство пыталось запихнуть пушкинско-гоголевскую русскую цивилизацию в свои формы, в свою шинель. Так родилось "Православие - Самодержавие - Народность". Но хотя шинель эта вовсе не чужда Пушкину/Гоголю, она им слишком УЗКА, жмет - там и тут. Как УЗКА она (хотя и не чужда!) и самой России, ее душе.

Конечно, роль Пушкина в создании русской Цивилизации более очевидна - ну, так на то он и Пушкин!

Если взять одну область - общественно-политическую мысль России, то она ВСЯ уместилась на нескольких хрустящих листочках Пушкина.

"Клеветникам России" и "Вольность" - вот два столбика, между которыми 200 лет мечется наша мысль (подтягивая трусы), пытаясь ловить все новые, прилетающие из мира мячи.

Что могут ВСЕ патриоты-охранители-государственники-националисты, кроме как с натужным пафосом "своими кряками пересказывать" все тех же "Клеветников"? Весь их скрежет зубовный почти за 200 лет (начиная с "особого пути" и кончая глюками про "пятую Империю") - это такой ничтожный, исчезающе малый довесок к каноническому тексту Пушкина...

Что могут ВСЕ либералы-радикалы-лишние люди-внутренние эмигранты, кроме как с натужным пафосом "своими кряками пересказывать" все ту же "Вольность"? Все обиды, которые у них за 200 лет накопились на Россию и нытье по поводу которых составляет основную профессию "совести России", - это такой исчезающе малый довесок к каноническому тексту Пушкина...

Роль Гоголя менее очевидна, но она ничуть не меньше.

Если Пушкин - Колумб, открывший "материк Россию" (духовную, культурную Россию), то Гоголь - Америго, ее описавший.

В конце концов Пушкин - этот светский, блестящий, тщеславный, открытый человек, "душа лицея" - был интровертом. Его единственный герой - как, собственно, и "положено" лирическому поэту, - Пушкин А.С., хоть он и зовется то Е. Онегин, то Б. Годунов (переживающий пушкинские мысли о тяжести шапки Мономаха), то Медный всадник, восхищающий/преследующий все того же Пушкина.

Мысли и чувства Пушкина задали систему координат его внутреннего мира, который стал миром русской культуры. Поэтому самопознание России всегда есть в конечном счете новое познание Пушкина.

Но Гоголь заселил это пространство людьми, как старинный особняк - привидениями. И эти духи определяют жизнь всех последующих поколений жильцов.

Чудаковатый резонер, очевидно боявшийся людей, мало знавший Россию: ведь лучшие годы своей короткой жизни он прожил в обожаемой им Италии ("родине души моей"), - Гоголь был экстравертом. Он первый в русской литературе выписал ЖИВЫХ русских людей. Причем он их НЕ ПРИДУМАЛ, а какими-то щипцами "перетащил из жизни". Пожалуй, сотворил самых живых людей во всей великой русской литературе и культуре - кстати, куда более живых и реальных, чем "демоны души Достоевского" или "дворянские родственники Толстого".

"Своих героев надо любить" - и Гоголь их любил. В этом один из главных секретов его "смеха над собой". Это - НЕ ЗЛОЙ, не оскорбительный, не издевательский, не ЧУЖОЙ смех. Любимые мертвые души...

"Добрый смех" Гоголя составляет его силу и его великий искус. Смех - не прокурор, а адвокат России Гоголя, этот смех не столько борется, сколько ДОБРОДУШНО ЛЕГИТИМИРУЕТ ту самую Россию. Например, ее (наше!) правосознание с его взятками борзыми щенками...

* * *

"Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..".

Да, не он по своей воле и прихоти писал книгу, а Книга писалась его руками. "И здесь кончается искусство и дышат почва и судьба". Не Пушкин и Гоголь "описали Россию", а Россия - через Пушкина и Гоголя - впервые заговорила с собой, познала себя.

В таком понимании нет ничего "мистического" - мистическим было бы допущение, что а) случайно совпали Пушкин и Гоголь и б) судьба России, ее менталитета и культуры зависела от случайностей их таланта и характера.

Не проще ли допустить иное: на определенном этапе своей истории Россия ДОЛЖНА была обрести рефлексию и язык - и вот "историческими инструментами" для решения этой задачи стали Пушкин и Гоголь. Творцы, исполняющие замысел Творца.

Леонид Радзиховский

© Российская газета

КультураМир

5217

31.03.2009, 15:40

URL: https://babr24.info/?ADE=76480

bytes: 6658 / 6658

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Леонид Радзиховский.

Другие статьи в рубрике "Культура"

Памяти ренессанса бурятского балета. «Корсар» Морихиро Иваты на развалинах БГАТОиБ

9 и 10 ноября в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета имени Г. Ц. Цыдынжапова произошло знаменательное событие: на сцену вернулся балет «Корсар» в постановке Морихиро Иваты.

Филипп Марков

КультураБурятия

3791

26.11.2024

Бабродвиж в Новосибирске: опера «Севильский цирюльник», мастер-класс «Стежок за стежком» и лекция «Новосибирск поэтический»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Новосибирска на предстоящую неделю. С 27 ноября по 3 декабря жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли и лекции.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияНовосибирск

2654

26.11.2024

Нотка позитива, или Нацпроект «Культура»

Нацпроект «Культура» реализуется в Новосибирской области с 2019 года. За это время программа стала колоссальной возможностью для реализации творческого потенциала.

Адриан Орлов

КультураНовосибирск

1834

26.11.2024

Цена победы за кулисами войны. «Халхин Гол. Тангариг» в Бурятском театре драмы

Взаимопонимание между театром и зрителем нарушается, если в театре ставятся маловажные проблемы. Андрей Гончаров, «Мастерство режиссера» Бурятский драмтеатр ставит чаще всего важные проблемы. Спектакль «Халхин Гол. Тангариг» ярко иллюстрирует эту тенденцию. Но нахлынувшие чувства проходят.

Виктор Кулагин

КультураИсторияБурятия Монголия

3741

26.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: арт-вечер «Байкальский лёд», спектакль «Летучая мышь» и интеллектуальный турнир «Культурные игры»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 26 ноября по 1 декабря у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игровые программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

4754

25.11.2024

Бабродвиж в Красноярске: экскурсия «Сны Сибири», мастер-класс «Заветная шкатулка» и спектакль «Хождение по мукам»

Бабр представляет список мероприятий Красноярска на предстоящую неделю. С 23 по 29 ноября жители и гости города смогут посетить игры, спектакли и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияКрасноярск

8723

22.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

8447

22.11.2024

Афонтова гора Ивана Савенкова: итоги викторины Бабра

В прошлые выходные Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) проводил очередную викторину. Настало время подвести её итоги. В 1884 году на этой территории археологом Иваном Савенковым была открыта первая из стоянок древних людей эпохи палеолита.

Анна Роменская

КультураНаука и технологииОбществоКрасноярск

10793

22.11.2024

«Стихи о Красноярске»: торопитесь, осталось недолго

Спешим напомнить, что в нашем телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) продолжается конкурс «Стихи о Красноярске». Конкурс длится с 3 сентября, но к настоящему моменту в красноярскую редакцию прислали только два произведения.

Анна Роменская

КультураОбществоКрасноярск

4974

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6184

21.11.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Край одуванчиков», мастер-класс «Мелодии на ткани» и выставка «Посвящение»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю. С 22 по 28 ноября жители и гости города смогут посетить игры, мастер-классы, спектакли и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияТомск

9025

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

12137

20.11.2024

Лица Сибири

Акимов Василий

Левченко Андрей

Шиндяев Владислав

Гусев Анатолий

Вавилов Алексей

Красноштанов Дмитрий

Журавлев Владимир

Перевозников Вадим

Ружников Игорь

Брюханенко Эдгар