Сделать памятники старины доступными широкому кругу ценителей намерены сотрудники иркутского художественного музея
Они готовят экспозицию изделий из металла, которые находятся в запасниках и ранее не выставлялись. Сейчас над ними работает художник-реставратор.
Реставрация жалованного кубка, пожалуй, самая трудоемкая работа для Валерия Малюшенко. Дарственная надпись царя Алексея Михайловича, литые двуглавые орлы, тонкий орнамент нуждались в тщательном восстановлении. После реставрации проявилась еще одна, невидимая ранее надпись. Теперь ясно, что этот кубок за хорошую службу царю и Отечеству более трех веков назад получил окольничий Федор Стрешнев.
Экспонаты будущей коллекции хорошо знакомы Валерию и датируются в основном восемнадцатым-девятнадцатым веками. Труднее определить возраст работ китайских мастеров.
Валерий Малюшенко, художник-реставратор по металлу: «Иногда вещи, которые датируются XIV веком в процессе реставрации на проверку оказываются хорошей копией XIX».
Главная тонкость в работе художника-реставратора - придать экспонатам особый - "музейный" вид. Для этого их специально старят - оставляют на открытом воздухе или обрабатывают специальными химикатами. Минимальное воздействие на предмет - показатель профессионализма реставратора. Сейчас Малюшенко работает над окладами икон и западноевропейскими подсвечниками.
Валерий Малюшенко: «Вот простые вещи сразу были сделаны и сданы. Эти вещи чуть сложнее, например, те же подсвечники предполагают изготовление доделок в материале и технике подлинника. А доделки - это значит бронза, литье, золочение, нужно специальные технологии, специальную химию».
Половина металлической коллекции уже готова. Закончить всю работу мастер планирует нынешним летом.