Коктейль толерантности
Недавно в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России была образована Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. В ее состав вошли представители РПЦ, мусульманской, иудейской и армянской общин, российских католиков и протестантов.
«Миротворческая деятельность религиозных общин является естественным элементом их служения», – прокомментировал это событие Чаплин.
В минувшую субботу Патриарх Кирилл заявил, что РПЦ не приемлет западную модель мультикультурализма, когда вера становится только личным делом, а в общественной сфере все граждане живут по единым гражданским правилам. «В стакан сливают различные компоненты, чтобы сделать коктейль, но встряхнуть не получается. Компоненты есть, а коктейля нет. Может, не надо было сливать?» – задал вопрос Патриарх.
В свою очередь, зададимся вопросом: эффективна ли модель межнационального общежития, когда этнические и религиозные группы ведут друг с другом диалог по каждому конфликтному вопросу, отвергая принятые в мире принципы толерантности?
Например, Русская и Грузинская церкви не приблизили наши страны к примирению ни на миллиметр. Общеизвестны трения РПЦ с православными Церквами, где священноначалие и клир составляют греки, из уст которых звучат обвинения в том, что русское православие привнесло в христианский мир «дух расизма».
Видные представители РПЦ иногда придают большое значение этнической принадлежности православных верующих. «Мне даже доводилось слышать от вполне серьезных, любящих свою Родину, верующих людей, что сокращение коренного населения России необратимо и главная задача сегодня – задуматься, как передать православную культуру другим народам, которые, как они считают, через какое-то время будут составлять большинство на российских землях», – поделился своими соображениями митрополит Иларион (Алфеев) в одном из недавних интервью.
В Церкви есть и другие мнения. Вспомним священника Даниила Сысоева и его последователей, которые придерживаются идеи обращения в православие нехристианских народов России. При декларируемом интернационализме их собственно религиозные представления столь радикальны, что способны только накалять атмосферу нетерпимости, а не разряжать ее. Еще в большей мере это относится к тому течению в исламе, которое провозглашает полное единство народов в рамках своего вероучения. Ныне это главные враги нашего общества и государства – ваххабиты.
В противоположность влиянию «чистого ислама» власти поощряют развитие мусульманских традиций, укорененных в национальных обычаях народов России. Но культивирование традиционного ислама приводит к тому, что общины российских мусульман делятся на татарские, башкирские, северокавказские. Межнациональные трения внутри российской уммы – факт.
Религии в современном мире скорее маркируют национальную и даже этническую идентичность, чем апеллируют к общечеловеческим ценностям, отталкиваясь от индивидуального духовного поиска. Сама религиозная идентичность сегодня во многом формируется на основе простых антагонистических представлений: для мусульман это «сионистский враг», для ультраправославных маргиналов – «жидомасоны» и католики, для евреев – исламисты.
Доверить людям, которые мыслят средневековыми категориями и захвачены религиозными эмоциями, важное дело гражданского согласия – значит вернуться во вчерашний день. Россия – часть современного мира, подтверждением чего служит Конституция, в соответствии с которой граждане имеют равные права независимо от вероисповедания. Этот принцип основан на итогах исторического опыта цивилизации. Только государство может обеспечить жизнь граждан в соответствии с Основным законом.