Олег Кашин: "В Бурятии происходит чистый нацизм..."
АРД представляет выдержку из интервью "ЭХУ Москвы" известного российского журналиста, затрагивающего актуальные темы ущемления прав русских в национальных республиках, угрозе раскола страны и т.д.
О.Кашин ― Тоже я тот еще, что называется, политический философ, и какие-то мои знакомые смеются над тем, что я на протяжении последних 20 лет несколько раз менял свое отношение к политической реальности, но сегодня, мне кажется, острейшим остается национальный вопрос, и движение, конечно, должно быть национально освободительным, потому что есть проблема и с нашими республиками в составе России…
О.Журавлева ― Кто должен вести национально-освободительное движение, какую нацию от чего освобождать?
О.Кашин ― Нет, подождите, мы немножко балансируем на грани уголовной статьи про сепаратизм…
О.Журавлева ― Вот-вот.
О.Кашин ― Но, в принципе, когда Путин говорит о российской нации, что нужно создавать какой-то сверхконструкт, то первый вопрос: А как же русские? Потому что чеченца не заставишь перестать быть чеченцем, записаться в российскую нацию. Он останется чеченцем навсегда.
И в итоге такого рода эксперименты приводят к тому и уже приводили к тому – потому что вся наша многонациональность, она по факту упирается только в какие-то минусы, собственно, для русских людей…
О.Журавлева ― А почему? Разве русских нужно записывать в юкагиры, чтобы объединить нацию?
О.Кашин ― Нет, хотя бы записывать русских в россиян, чтобы объединить нацию. Я тоже считаю, что это не очень хорошо, но я считаю, что русский вопрос не может быть, а должен быть важнейшим ключевым вопросом поиска идеи, поиском философского камня, который поднимет массы людей.
А.Гусаров ― Но вот я саму изюминку не понимаю – в чем идея? В том, что русские первые или в чем?
О.Кашин ― Нет. Идея в том, что сегодня русские, в отличие опять же от десятков этносов, входящих в состав России, русские лишены, безусловно, политического представительства, лишены государственности, которая есть у бурятов, у якутов, у всех, кроме русских, потому что Россия – это, как записано в Конституции, многонациональная и многоконфессиональная страна.
О.Журавлева ― Я прошу прощения, а вот православная вера не относится к такой тоже скрепе?
О.Кашин ― А что мы называем православной верой и что мы называем скрепой?
Потому что в все-таки религия – это отдельная вещь, которая должна, как мне кажется, все-таки вне политического измерения.
И хотя разные люди от Милонова до Поклонской пытаются это дело втянуть, они, мне кажется, делают все хуже. А вам не кажется так?
О.Журавлева ― Просто возникает вопрос: это объединение и самостоятельность русского народа в России каким способом оно определяется-то? Русский язык у нас государственный, насколько я знаю. Православная вера никак не ущемляется, даже скорее напротив.
О.Кашин ― На самом деле, речь не об этом. Речь о том, что внутри России сегодня существует полтора десятка довольно жестких этнократий буквально, от Чеченской республики, самой радикальной этнократии, где человек по факту рождения в Чечне получает какие-то преимущества, которых нет у русского и представить, что вы или я переехали в Чечню и там элементарно сделали карьеру какую-то, невозможно; это исключено, этот нонсенс. Примерно такое же, хоть и помягче есть в других регионах с титульной нацией. Невозможно сделать успешную карьеру русскому в Туве, допустим. Очень трудно русскому в Якутии.
Бурятия, которая преимущественно населена русскими – во власти, в народном хурале Бурятии сидят в большинстве буряты просто потому, что они буряты, и это уже чистый нацизм.
И, мне кажется, что здесь рука об руку идет споры о национальном вопросе и споры о демократии. Потому что, если в России демократия, если люди самого нижнего этажа, с самого низкого самоуправления до высших каких-то сфер сами определяют свою судьбу и никакой чиновник, как уже было в дискуссии о российской нации, — когда оказалось, что бывший министр по делам национальностей Михайлов, ветеран Львовского обкома КПСС теперь пишет нам концепцию русской нации, — когда не будет этого давление в администрации президента, — то окажется, что и Улан-Уде более-менее русский город и Петрозаводск русский город, а не карельский город и много всего еще.
И на самом деле, просто сегодня по факту, конечно, есть перекос в том смысле, что если ты чеченский мальчик из Гудермеса, у тебя есть шансы стать и греко-римским борцом каким-нибудь с олимпийской медалью, и студентом Московского университета по квоте…
О.Журавлева ― А у русского нет таких шансов, да?
О.Кашин ― У русского мальчика из Костромы объективно меньше, просто меньше на порядок.
А.Гусаров ― Просто может, он меньше тренируется?
О.Кашин ― Да, и больше пьет. Да, виноват русский мальчик из Костромы. На самом деле, это такой довольно издевательский подход.
А.Гусаров ― Нет, просто в Чечне распространены клубы, которые действуют, в том числе, бесплатно. Поэтому там, действительно, молодежь активно занимается спортом.
О.Кашин ― Да-да-да, и тут мы опять же упираемся в то, что Аллах дает деньги на эти клубы, а на Кострому не дает. И наш тоже коллега по Координационному совету оппозиции Константин Крылов одно время был под судом по 282-й статье, когда как раз об этой проблеме он сказал на митинге фразу, что пора кончать с этой странной экономической моделью.
Поэтому я не будет говорить, что с этой моделью пора кончать, но, в принципе, призываю всех задуматься, насколько хороша эта модель.
А.Гусаров ― Олег, я просто пытаюсь понять обратную ситуацию: чего вы могли бы, допустим, добиваться? Что, допустим, во всех республиках, как вы говорите, этнических, сидят во власти только русские. Но тогда представители других народов справедливо скажут: А как же мы?
О.Кашин ― Я как раз этого не предлагаю добиваться, потому что представители других народов реальной демократии, конечно… то есть мечта опять – давайте их ободрим – мечта, чтобы люди вне зависимости от этнической принадлежности на всей территории России имели равные права. Сегодня этих равных прав нет.
О.Журавлева ― А не странно ли, что в правительстве у нас так мало бурятов?
О.Кашин ― У нас зато буряты есть в танковых войсках, которые неизвестно где выступают. И тоже, я думаю, равенство всех наций и народов будет на пользу тем бурятам, которые нынешняя «экономическая модель» заставляет сгореть в танках под Дебальцево два года назад или под Авдеевкой послезавтра.
Поэтому, я думаю, здесь все заинтересованы в том, чтобы все граждане России были равны.
О.Журавлева ― Мы продолжим разговор с Олегом Кашиным. Журналист у нас на связи по Скайпу. Это программа «Персонально ваш» и ее ведущие Ольга Журавлева и Алексей Гусаров. Ваши вопросы и реплики присылайте, телефон для sms: +7 (985) 970 45 45. Мы продолжим этот разговор после новостей в 15-35.
А.Гусаров – 15 ―35 в Москве. Продолжаем программу «Персонально ваш». Ольга Журавлева, Алексей Гусаров и в нашем эфире Олег Кашин затронул болезненную тему…
О.Кашин ― Извините, немного влезу в болезненную тему. Надо поправиться. В первом получасе я приписал «морковный кофе» Есенину, мне, безусловно, стыдно. Конечно, это Маяковский. Извините, извините…
А.Гусаров ― Засчитано. Это, кстати, заметили наши слушатели. «Очень вредные идеи Олега Кашина. Не знал, что он националист. В случае реализации этих идей Россия развалится», — пишет нам Евгений из Ленинградской области. Защищайтесь.
О.Кашин ― Я не могу защищаться, потому что Россия развалится. Мне трудно говорить… Во-первых, нас смущает Уголовный кодекс…
А.Гусаров ― Статья о сепаратизме.
О.Кашин ― Да-да-да. А, во-вторых, тоже это давний тезис, который и Солженицын продвигал и Путин повторял, что русские – разделенный народ, он три года назад сработал на Украине и привел, собственно, к той войне, которая продолжалась довольно долго и возобновилась сейчас. Поэтому, действительно, в принципе, опасная тема.
Но вот есть такая формула Вячеслава Молотова, который называл Польшу «уродливым детищем Версальского договора», и Россия же, к сожалению, тоже уродливое детище Беловежского договора.
И как-то мы с этим живем 25 лет, уже больше, и что будет впереди, страшно сказать, не трудно даже, а страшно. Поэтому я как раз уйду от ответа, как избежать распада России.
Вопрос, можно ли его избежать? Никто же не знает, на самом деле – и Путин не знает, и все их поведение с этими играми в российскую нацию – это же тоже страх распада, который будет довлеть над нами еще долго. Тоже, что такое распад России? Сегодняшняя Чечня – это прямо Россия-Россия? Это же тоже вызывает споры.
О.Журавлева ― Таким способом пытаются избежать раскола власти? У вас есть другой?
О.Кашин ― У меня нет другого. Именно, что нет другого. Но еще раз хочу сказать, что слово «раскол», оно вызывает вопросы о границе этого определения, потому что, есть ли сегодня раскол и одинакова ли жизнь, одинаковы ли законы, одинаковы ли порядки на всей территории Российской Федерации? По-моему, совершенно однозначный ответ, что нет, они неодинаковы и часто они критически неодинаковы.