Ответ бурятского оперного Бабру: недостоверно, неубедительно, неуклюже
Бурятский театр оперы и балета попытался опровергнуть инсайд Бабра об увольнении ряда сотрудников в учреждении. Именно что попытался — поскольку ответ получился столь скомканным, неполным и недостоверным, что впору опровергать самих руководителей оперного. Этим, впрочем, мы сейчас и займемся.
Для начала напомним контекст. В субботу, 22 мая, Бабр опубликовал материал под названием «Источник: директор Жамбалова увольняет двух заместителей и режиссера после скандала в бурятском оперном». В нем мы сообщили информацию от инсайдера из Минкульта Бурятии о том, что директор театра после провала творческого вечера к 9 мая, в которой исполнила главную роль, решила уволить сразу четырех человек — двух заместителей, постановщика и бухгалтера.
Как и ожидалось, новость стала главной темой выходных в культурных кругах Улан-Удэ. В стане оперного же началась суетливая возня — с подачи Жамбаловой представители театра полностью отказались от активности в соцсетях, и лишь Давид Дондупов поздним вечером 22 мая нарушил неловкую тишину лаконичной записью на своей странице в фейсбуке: «Никто никуда не уходит».
Как выяснится позже, тишина была напускной. На деле же выходные в оперном выдались крайне бурными и напряженными — но, как и полагается театру, самое интересное таинство происходило за кулисами.
Театр прервал молчание в понедельник, 24 мая, выпустив на своем официальном сайте «Официальное опровержение». Приводим его дословно.
«Появившаяся в СМИ и социальных сетях информация со ссылками на неназванные источники об увольнении сотрудников театра не соответствует действительности.
Заместители директора Давид Дондупов и Владимир Иринчеев продолжают выполнять должностные обязанности согласно трудового договора.
Трудовые отношения с режиссером Владимиром Бочаровым завершились в соответствии с условиями договора после реализации всех запланированных в текущем театральном сезоне совместных проектов.
Трудовой договор с главным бухгалтером Оюной Доржиевой будет прекращен по соглашению сторон. Решение принято в связи с дальнейшей передачей функций бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии министерства культуры Республики Бурятия», — сообщается на сайте театра.
Уже на этом этапе заявление Эржены Жамбаловой и ее менеджмента вызывает вопросы — под соусом «опровержения» они фактически подтверждают информацию источника Бабра, хоть и частично. Однако и это далеко не все — впоследствии оказалось, что театр умолчал о ряде деталей, фактически поставив под вопрос достоверность опровержения.
Дело в том, что в тот же день, 24 мая, в Минкульте Бурятии состоялся пресс-подход замглавы ведомства Николая Емонакова. Тема отставок в оперном предсказуемо стала главной темой разговора чиновника с журналистами. И он рассказал много интересного — то, о чем в театре решили умолчать.
«Сейчас Давид Доржиевич Дондупов, который является заместителем директора, насколько я знаю, написал заявление. Мы тоже эту ситуацию обсудим. В театре оперы и балета сегодня работает тренер-медиатор, который решает вопросы конфликта в коллективе, встречается со всеми труппами», — цитирует Емонакова «Байкал Дэйли».
Замминистра также подтвердил, что уход Дондупова связан в том числе и со скандалом 9 мая, в очередной раз подтверждая инсайд Бабра. Уже через несколько часов после пресс-подхода в театре спохватились об утечке из источника, ответить которому они не смогут, и неофициально сообщили журналистам, что Дондупов заявление отозвал.
В своем же опровержении дирекция оперного эту информацию полностью обошла, попытавшись скрыть. Получается, что если бы официальный источник из Минкульта не подтвердил бы сведения источника анонимного, то Эржена Жамбалова утаила бы факт возможного ухода Дондупова.
При этом «возможным», а не реальным, этот уход стал после разразившегося на фоне публикации Бабра скандала. Увольнение с формулировкой «по собственному желанию» было инициативой директора, однако после огласки Эржене Жамбаловой пришлось дать задний ход. Об этом сообщает все тот же источник в Минкульте, инсайды которого, как мы видим, подтверждаются.
Получается, что оба официальных рупора бурятской культуры — замминистра и сам театр — не подтвердили лишь уход Владимира Иринчеева. Однако его ситуацию отличает лишь то, что он не успел подать заявление, отложив это до следующей недели. Бабр, таким образом, сохранил работу двум этим господам — не стоит благодарности.
Что касается Владимира Бочарова и Оюны Доржиевой, то и тут руководство оперного, мягко говоря, недоговаривает.
С главным бухгалтером все просто — Минкульт действительно запускает централизованную бухгалтерию, против котороой, например, борется Русский драматический театр им. Бестужева (а вот в оперном молча покорились).
Вот только запускается она только в сентябре, а у театра еще не закончен нынешний сезон и впереди большие гастроли в Иркутск. Возникают вопросы: безусловно, Эржена Жамбалова не прочь и сама заняться подсчетом прибылей, но едва ли Счетная палата республики, в которой очень любят наведываться в местные культурные учреждения, оценит это рвение.
Ну и совсем все загадочно с Владимиром Бочаровым. В релизе от 24 мая театр сообщает о том, что он в театре уже не работает «в соответствии с условиями договора после реализации всех запланированных в текущем театральном сезоне совместных проектов». Но за три дня до этого, 21 мая, анонсирует «проведение лаборатории молодых оперных режиссеров «Baikal opera lab», в которой куратором числится все тот же Бочаров.
Проект при этом начинается лишь 10 июня и продлится до сентября — когда стартует уже новый сезон. Но на каких условиях тогда в нем участвует постановщик, с которым у театра, согласно их официальному заявлению, «все трудовые отношения завершились»? Кто-то должен подсказать Эржене Зугдаровне, что наполовину беременной быть все-таки нельзя.
На выходе имеем абсурдную ситуацию — в Бурятском театре оперы и балета не могут ни уволить, ни опровергнуть увольнения.
И этот управленческий паралич распространяется вообще на все направления работы театра и на всех сотрудников, а не только на четырех несчастных, попавших в опалу к директору Жамбаловой. И это подтверждают уже даже в Минкульте, откуда в оперный пришлось выслать даже тренера-медиатора. Но спасибо, что пока хотя бы не шамана.
Бабр продолжит внимательно следить за внутренней жизнью одного из главных театров Бурятии. Впереди — целая серия новых инсайдов. Соскучиться в межсезонье у зрителей точно не получится.