«Я работала абсолютно бескорыстно». Светлана Нестерова – о скандале с бурятской национальной оперой
Композитор Светлана Нестерова специально для Бабра прокомментировала обвинения в самоплагиате и «распиле» на конкурсе национальной бурятской оперы.
Напомним, в конце 2020 года министерство культуры Бурятии совместно с театром оперы и балета объявили открытый конкурс на создание национального оперного спектакля в рамках подготовки и проведения празднования 100-летия образования республики. Премьера постановки должна была состояться в конце 2023 года.
А 1 ноября 2021 года жюри огласило имя победителя — им стала доцент кафедры композиции Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Светлана Нестерова с оперным эскизом «Сказка о крыльях» на либретто В.М. Куприяновой.
Однако далеко не всех устроили такие результаты. В соцсетях Нестерову обвинили в самоплагиате и адаптации написанного ей же ранее эскиза «Поди туда, не знаю куда»; досталось и либретто, также использованному ранее. Дошло до обвинений в «распиле» крупной суммы призовых — в разных источниках она варьировалась от 13 до 20 миллионов рублей.
Основанием для подобных слухов стал тот факт, что комиссию жюри конкурса входили Григорий Корчмар и Георгий Албегов. Первый является председателем правления Санкт-Петербургского союза композиторов, в котором состоит Нестерова, а второй закончил консерваторию, в которой композитор работает в звании доцента.
Итогом общественного резонанса стал созыв минкультом Бурятии срочной пресс-конференции, на которой было объявлено о самоотводе Светланы Нестеровой и присуждении победы Баиру Дондокову, изначально занявшему второе место в конкурсе.
Еще 9 ноября Светлана Нестерова выпустила видеообращение, в котором изложила свою версию произошедшего и ответила на обвинения. По личной просьбе композитора Бабр публикует его вместе с ее эксклюзивным комментарием, в котором она еще подробнее раскрывает детали конфликта, в том числе его финансовую сторону, делится соображениями по поводу скандальной репутации Бурятского театра оперы и балета и обещает закончить работу над «Сказкой о крыльях» — даже несмотря на критику и давление.
Светлана Нестерова, композитор:
(Комментарий приводится дословно, без изменений)
«Дикость ситуации, в которой композитор не может распорядиться своей собственной музыкой — зашкаливает! Если права на музыку не передавались, не продавались — он имеет право на любые редакции и не должен за это оправдываться! Именно об этом говорилось в положении конкурса. Положение абсолютно нормальное, хотя, при желании, можно придраться к любому документу.
Впервые о недовольстве я узнала из постов на фейсбуке. Я вообще не веду активной деятельности в соцсетях, и если бы ссылки на эти пасквили не приходили в личных сообщениях, я бы вообще ничего не знала.
К сожалению, подобные скандалы регулярно проходят в театре Улан-Удэ. Почему-то, они очень активно освещаются критиком Туяной Будаевой. Её мотивы мне неизвестны, но ясно, что я просто стала ещё одним поводом для внутренних распрей, в которых участвовать, естественно, не хочу.
Мне очень жаль руководство театра! Сейчас театр Улан-Удэ находится на высочайшем профессиональном уровне, но этим, по-настоящему большим профессионалам, из-за таких «общественных деятелей» приходится очень непросто!
Когда я узнала о скандале вокруг концерта к 9 мая — пришла в ужас! Освистать святую музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича!!! Уже тогда возникла мысль: здесь происходит что-то непонятное, не имеющее отношение к музыке.
Миллионы, о которых писали, это видимо сумма, выделенная на весть процесс организации конкурса и постановку. Это огромный процесс, требующий серьёзных финансов. Композиторский гонорар здесь ни при чем. Со мной он не оговаривался, я работала абсолютно бескорыстно, не думала о гонораре.
С горьким осадком вспоминаю о случившемся! Меня выставили на всю страну воровкой и мошенницей! Какой-то кошмарный сон! Но я хочу, чтобы жители республики Бурятия знали, что я с глубочайшим уважением отношусь к их традициям, языку, эпосу!
Я обязательно закончу начатую работу, пусть «в стол», но в ней несомненно будут отражены национальные особенности этого прекрасного народа! В конце концов, опера «Кармен» — самая известная «испанская» опера — написана французом, Жоржем Бизе".