Блогнот. Карина Пронина о смерти Русского театра в Улан-Удэ
Вчера на моих глазах умирал театр. В Улан-Удэ давали «Вишневый сад». Режиссёра «Сада» выгнали из театра за антивоенные взгляды, а исполнитель главной роли играл в спектакле последний раз – он уходит в конце сезона. На сцене было веселье, музыканты играли, актёры пили шампанское, танцевали, кричали. А внутри спектакля была тоска и слёзы.
Русский театр имени Бестужева был для меня лучшим театром в Улан-Удэ. Тут были крутые постановки худрука Сергея Левицкого – многие их не любили за «перевранную классику и фарс». Потом Левицкого уволили из театра, ему сейчас туда нельзя даже за порог ступить. Потому что он написал посты, которые сейчас в России писать нельзя. Левицкого уже оштрафовали на 40 тысяч на дискредитацию тех самых. Сейчас на столе у Левицкого не пьесы лежат, а повестки в суд и протоколы из полиции, он сам об этом рассказывает. Нового худрука в театре не назначили до сих пор.
Владимир Барташевич последний раз играл Лопахина. Так иронично, что в спектакле все уезжают, а Лопахин остаётся. В реальной жизни из театра уходит Барташевич. Куда непонятно, что будет делать – непонятно.
С начала «спецоперации» спектакли в театрах смотреть тяжело. Мы пару недель назад в Москве в Театр.doc ходили на «150 причин не защищать Родину». Это про падение Константинополя в 15 веке. Знаете, вот прямо как про сейчас – с нынешними героями и антигероями, с разграблениями, с убийствами. Некоторые реплики как будто слышала вчера из выступлений официальных лиц.
Но «Вишнёвый сад» в маленьком Улан-Удэ дался мне ещё тяжелее. Потому что я наблюдала, как начинает умирать прекрасный Русский театр. Как разрушают культуру. Это очень-очень тяжело. Когда актёры смеются и рыдают одновременно. Когда сад срубили, старая дорожка заросла, и все едут в дикую неизвестность. И нет других слов, кроме как слов Чехова. А они и не нужны. Антон Палыч всё говорит верно, и, как говорится, актуально. Даже простые слова Фирса про то, что «сушеную вишню возами отправляли в Москву и Харьков», вызывают оторопь.
Никогда не испытывала таких эмоций в театрах, как вчера. Никогда не рыдала в театрах, как вчера. Кажется, это конец. А будет ли начало?
Автор: Карина Пронина
Ранее в сюжете:
Стереть Левицкого. В России официально стартовали культурные чистки
Блогнот. Последнее слово Сергея Левицкого в суде
“Пришел к студентам, рассказал, плачут”: в порке Левицкого принял участие ВСГИК