Подержанный «Мистер Икс». Как Бурятия «донашивает» столичный спектакль

21 и 22 ноября на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени Цыдынжапова состоятся первые показы долгожданной оперы Баира Дондокова «Эреэхэн». Ну а пока театр готовится к ответственной премьере национальной оперы, посвящённой 100‑летию республики, мы решили обсудить одну из двух громких премьер прошлого театрального сезона.

Ровно год назад БГАТОиБ показал премьеру балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Михаила Лавровского. А в феврале этого года свет бурятской рампы увидела оперетта Имре Кальмана «Мистер Икс».

Оба спектакля стали, по сути, переносом столичных постановок. Но если классическая версия «Ромео и Джульетты» в хореографии отца постановщика Леонида Лавровского имеет полное право на существование в различных театрах, то перенос на бурятскую сцену списанного в Санкт‑Петербурге «Мистера Икс», анонсированного как «самая загадочная премьера сезона», вызвал массу вопросов.

Начнём с выбора произведения. Понятно, что маэстро Рылов предпочитает знакомые партитуры, дабы чересчур не утруждаться. А уж «Мистер Икс» бывшему дирижёру Санкт-Петербургской музкомедии знаком не понаслышке. Однако специфику театра всё же стоило учесть.

Постановка оперетт на сценах оперных театров – дело в принципе неблагодарное. Если это, конечно, не почти опера «Летучая мышь» Штрауса или малоподвижная и насквозь лирическая «Весёлая вдова» Легара. Трюковой и акробатически-танцевальный «Мистер Икс» (для любителей оригинальных названий – «Принцесса цирка») гость на оперных подмостках крайне редкий. И брать его (её) в постановку, значит обрекать вокалистов, привыкших к статичному исполнению, на откровенные мучения.

Сцена из спектакля БГАТОиБ «Мистер Икс»

Ну да ладно. Захотелось маэстро опереточной лёгкости бытия, пусть. Но зачем переносить постановку из Северной столицы? Причём постановку, которой без малого тридцать лет. С чем плохо в БГАТОиБ, с фантазией или с финансами?

Ладно Владимир Рылов, у него свои интересы, слабо сочетающиеся с престижем республики. Но министр культуры Соелма Дагаева, лично проводившая переговоры с директором Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрием Шварцкопфом (директор БГАТОиБ Дмитрий Дылыков для подобного пиара, видимо, оперением не вышел), должна была сообразить, что «донашивать» за другими городами «поношенные» и списанные спектакли, мягко говоря, несолидно.

Да, питерские декорации к «Мистеру Икс» стильные, но не более того. Ничего выдающегося в них, как и в самой постановке, нет. «Мистер Икс» был поставлен 67‑летним режиссёром Александром Белинским в 1995 году. То есть спектакль даже не старый, он – древний. Настолько древний и «занафталиненный», что в прогрессивном Петербурге решили от него отказаться в пользу новой версии шедевра Кальмана, уже под названием «Принцесса цирка» в режиссуре Ольги Субботиной. Премьера, к слову, состоялась 15 июня и имела большой успех.

Бурятский же театр, вместо того чтобы идти своим путём, вдруг решил продлить жизнь уже мёртвого спектакля на своей сцене. Да, экономно и удобно. Но стыдно.

При этом ни Рылова, ни Дылыкова, ни тем более Дагаеву не смутило, что сцена БГАТОиБ гораздо шире сцены Санкт-Петербургского театра. Вследствие чего «дыры» между декорацией и кулисами пришлось задрапировывать в ущерб общей стилистике. Как ни старались бурятские умельцы, но то, что декорации сцене «не по размеру», скрыть не удалось.

Новая «Принцесса цирка» в Санкт-Петербурге: стильно, свежо, богато

«Мистер Икс» в Улан‑Удэ: тряпочки и лестница

Подтверждением того, что в Бурятии представили не просто премьеру с заимствованными у другого театра декорациями и костюмами, а банальный перенос спектакля со всеми мизансценами, стала фамилия режиссёра-постановщика. Это Алла Семак – ассистент режиссёра Санкт-Петербургской музкомедии, щедро выделенная Шварцкопфом «в нагрузку» к костюмам и декорациям.

Начнём с того, что весьма нами уважаемая Алла Владимировна – не режиссёр. Она окончила актёрское отделение ЛГИТМиКа и тридцать лет прослужила солисткой Ленинградского театра музыкальной комедии. Ну а после выхода на пенсию осталась в театре в должности ассистента режиссёра, курирующего спектакли текущего репертуара и отвечающего за ввод новых актёров в уже идущие постановки.

То есть Алла Семак лучше всех знает «разводку» «Мистера Икс», и кто, как не она, учитывая, что истинного режиссёра спектакля Александра Белинского давно нет в живых, должен был приехать в Улан‑Удэ, чтобы объяснить бурятским певцам, кто, куда и когда должен двигаться, с какой интонацией какие реплики произносить, кого любить, ну и вообще, «про что кино».

Кто точно получил наслаждение от спектакля, так это артисты балета. Самый яркий момент «Мистера Икс» в БГАТОиБ

С маэстро всё ещё понятнее. «Мистером Икс» Владимир Рылов дирижировал ещё в свою бытность в Санкт‑Петербурге, причём в последний раз всего пять лет назад. Поэтому он просто проехал по проторенной лыжне, не усложняя жизнь ни себе, ни вокалистам. Несмотря на это, в премьерной увертюре Кальман узнавался с трудом, видимо, сказалось волнение музыкантов.

Затем музыкальная составляющая более-менее выровнялась, и можно было бы насладиться музыкой Кальмана, если бы не... микрофоны. Мало того, что мы получили «радиопостановку» вместо живого звука классической оперетты, поскольку качественно настроить микрофоны в БГАТОиБ либо не смогли, либо не захотели, так ещё и в микрофоны «одели» лишь солистов, решив, что хор публика расслышит и так.

В результате массовые сцены в музыкальном плане попросту потерялись. У хора Бурятской оперы с дикцией и так не всё благополучно, а когда его ещё и плохо слышно на общем заглушающем радиофоне, то возникает резонный вопрос о необходимости его присутствия в спектакле.

Самое печальное даже не то, как звучит Кальман в Бурятии, а то, что маэстро Рылова, видимо, подобное звучание устраивает.

Беспомощность Аллы Семак в режиссуре выразилась в мелочах, которые тем не менее бросались в глаза. Излишнее открытие занавеса «на сухую» в конце первого акта, использование суперзанавеса лишь для того, чтобы выстроить за ним хор, как солдат на плацу, хоровые мальчики вместо балетных в подтанцовке арии Теодоры, причём они же ввосьмером тянули и хоровую партию.

Смело и эффектно выглядело «раздевание» Мари, однако Тони при этом почему‑то остался «в чём был». Вот такая загадочная любовь с обнажением исключительно партнёрши.

Сцена из спектакля БГАТОиБ «Мистер Икс»

Не удалось режиссёру-переносчику преодолеть и изъяны питерского либретто, пусть местами и остроумного, основной целью которого было слепить два акта из трёх и акцентировать внимание на том, что действие происходит в Санкт‑Петербурге. При этом развязка не обыграна, а момент примирения главных героев и вовсе остался за кулисами. Не смогли мы разгадать и способ проникновения простого метрдотеля Пеликана на бал в Высшем свете.

Из-за несовершенства либретто возникла неразбериха с платьями главной героини, которая меняет наряды почему‑то не в антракте, когда по сюжету меняется место действия, а посреди первого акта. И только заглянув в программку, мы поймём, что находимся уже не в цирке, а на балу в доме барона, хотя внешних изменений на сцене не произошло.

И ещё немного о хоре уже с точки зрения работы режиссёра. В тех моментах, когда артистов хора выпускают на сцену в полном составе, они в худших «махровых» традициях жанра статично выстраиваются, сопровождая сценические перипетии одинаковыми движениями рук и поворотами тела. Здравствуй, замшелая прошловековая опереточная режиссура, когда подобное на сцене считалось нормой.

Хор БГАТОиБ в спектакле «Мистер Икс»: все направо, рука вверх

Ну и ложечка мёда об актёрах, которые, конечно, ни в чём не виноваты.

Самое яркое впечатление на премьере произвели Оюна Дарижапова и Саян Цымпилов (сразу просим прощения у другого состава исполнителей, увидеть которых нам не удалось), с блеском справившиеся с партиями Мари и Тони. Живо, весело, задорно, ни на минуту не выпадая из жанра.

Отметим старание Баиржаба Дамбиева в образе барона Фредерикса, потенциал недавно пришедшей в театр Маргариты Мартыновой, с лёгкостью справившейся с партией Теодоры, колоритное обаяние Ларисы Соковиковой в роли Каролины Флюгер.

И конечно, нельзя не оценить Чингиса Раднаева, дебютировавшего на большой оперной сцене, пусть и в оперетте. Впрочем, партия Мистера Икс по своей сложности вполне сопоставима с оперными образцами баритонового искусства. Конечно, это было немного робко, местами по‑ученически, где‑то чересчур старательно, но в целом более чем убедительно. Оперно-сценический потенциал звезды бурятской эстрады виден и слышен невооружённым глазом, дело за малым: сделать непростой выбор.

Маргарита Мартынова и Чингис Раднаев в партиях Теодоры и Мистера Икс

И всё же приятно удивившие солисты не спасли премьеру от озвученных выше недостатков и неприятного осадка. На сегодняшний день «Мистер Икс» БГТАОиБ – один из самых «нафталинных» в стране. Не потому, что коллектив не может лучше, потенциал как раз проявился во всей красе. А потому, что руководство театра решило пойти по пути наименьшего сопротивления, а министр культуры им в этом усиленно поспособствовала.

Вот такие невесёлые разгадки «самой загадочной премьеры» прошлого сезона. Первая премьера сезона нынешнего не за горами, и не может не радовать, что это будет самобытный и эксклюзивный спектакль. Ну а каким он получится, мы обязательно расскажем.

Фото: Баир Этагоров / vk.соm/uuopera, muzcomedy.ru

URL: https://babr24.info/bur/?IDE=253420

bytes: 10609 / 9564

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Бурятии:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3624 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Бурятия)

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6866

16.10.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: литературная викторина «Путешествие с Алисой», мастер-класс «Ловец снов» и спектакль «Эрбээхэй»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 17 по 23 октября жители и гости города смогут посетить спектакли, мастер-классы, концерты и экскурсии.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

9685

16.10.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: программа «День новых друзей», концерт «Деревенский переполох» и балет «Лик богини»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 10 по 16 октября жители и гости города смогут посетить спектакли, концерты, игры и выставки.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

12157

09.10.2024

Красотка из «Чужого» и «Аватара». К юбилею Сигурни Уивер

Я благодарна Чужому. Этот ублюдок дал мне всё. Сигурни Уивер Эллен Рипли в «Чужом» и «Чужих», Дана Баррет в «Охотниках за привидениями», Гвен в «Поисках Галактики», Грэйс в «Аватаре», Мишель в «Роботе по имени Чаппи».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9294

08.10.2024

Видео дня. «Плохая девочка» Кидман

Кинокомпания A24 представила первый полноценный трейлер эротического триллера «Плохая девочка» (Babygirl), рейтинги которого на англоязычных сайтах-агрегаторах, согласно обзорам и оценкам критиков, соответствуют статусу «всеобщее признание».

Филипп Марков

КультураМир

11465

03.10.2024

Интеллектуальная жестокость чёрно-серого мира. К юбилею Грэма Грина

В его творческом наследии 25 остросюжетных детективных и социальных романов, первый из которых был написан в 25 лет, а последний – в 84, а также повести, пьесы, сборники рассказов и мемуарная проза.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9498

02.10.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: мастер-класс «Узоры из бумажных лент», квартирник «Мелодии воспоминаний» и спектакль «Хатан»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 3 по 9 октября жители и гости города смогут посетить мастер-классы, спектакли, концерты и игровые программы.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

14350

02.10.2024

От невесты Дракулы до жены Битлджуса. К юбилею Моники Беллуччи

Красота для женщины становится проблемой только в двух случаях: когда её нет и когда нет ничего, кроме красоты. Моника Беллуччи Невеста графа Дракулы, Малена Скордиа, Клеопатра, Персефона, Мария Магдалина, жена Битлджуса и, конечно, Алекс в скандальной «Необратимости».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

10940

30.09.2024

В прокат вышла история Алдара Цыденжапова. Ожидания не оправдались

26 сентября на широкие экраны вышел фильм «9 секунд» режиссера Олега Штрома, посвященный подвигу матроса Алдара Цыденжапова, который ценой своей жизни в 2010 году спас более 300 сослуживцев на эсминце «Быстрый». Сюжет — беспроигрышный вариант для патриотического блокбастера.

Виктор Кулагин

КультураБурятия Россия

13868

28.09.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: квиз «Осенняя авантюра», выставка «Дыхание кисти» и программа «Заповедная Бурятия»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 27 сентября по 3 октября жители и гости города смогут посетить выставки, игры и спектакли.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

21276

26.09.2024

Видео дня. Роберт «Микки» Паттинсон в комедии Пон Джун‑хо

Кинокомпания Warner Bros. представила трейлер британо-американской научно-фантастической комедии «Микки 17» (Mickey 17) по роману Эдварда Эштона «Микки‑7». Дублированный русскоязычный вариант опубликовало сообщество Kinoman ВКонтакте.

Филипп Марков

КультураМир

12747

19.09.2024

Бабродвиж в Улан-Удэ: программа «Библиоигры», экоурок «Как сделать нашу жизнь чище» и спектакль «Королевский подарок»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Улан-Удэ на предстоящую неделю. С 19 по 25 сентября жители и гости города смогут посетить игры, выставки и спектакли.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияБурятия

14360

18.09.2024

Лица Сибири

Очиров Бато

Зубакин Семен

Неупокоев Петр

Бакуркин Кирилл

Пуляев Геннадий

Авдеев Максим

Цыбикжапов Вячеслав

Дронова Ксения

Прушинская Екатерина

Надымов Дмитрий