Инсайд. Деконструкция Бурятии или плевок Сартра в национальную идентичность
Видеокадры распиаренного праздничного шествия в Москве в честь Сагаалгана просто шокируют. Испытываешь испанский стыд от такого перфоманса, по задумке режиссера которого посетители выставки «Россия» на ВДНХ должны были увидеть красоту бурятских костюмов.
В результате на потеху всему миру представили симулякр национальной культуры, копию того, чего на самом деле не существует, каких-то недоделанных российских китайцев. Возглавляет парадный расчёт артистов большая марионетка Дракона на шестах, выполненная по канонам китайского декоративного искусства.
С такой большой куклой китайцы обычно исполняют танец Дракона, который как и танец Льва - символ Поднебесной, и неизменный элемент народных гуляний. Характерен он сугубо для ханьской культурной традиции, связанной с земледелием, но никак не с культурой и искусством номадов.
Бурятская версия китайского дракона Луун выполнена в красно-желтом цвете, что символизирует единство ханьцев и их имперский суверенитет. Это никак не может соответствовать и более того противоречит всей истории и ментальности бурят-монголов и ураянхайцев-тувинцев, сбежавших из китайских объятий, и тем паче оскорбительно для ойратов-калмыков, переживших геноцид со стороны Цинской империи.
Китайский танец Дракона - безусловный шедевр нематериального наследия человечества, искусство которого насчитывает тысячилетия, и мастерству исполнения которого посвящают всю жизнь. Тем нелепее выглядят бурятские активисты в увесистых дэгэлах угловато пытающихся повторить отточенные и волнообразные движения китайцев. Какая-то абсурдистская картина, достойная кисти писателя Владимира Сорокина.
Шествие по идее должно было повторить успех бурдрамовского дэгэлфлэшмоба, прокатившегося на днях по Улан-Удэ и поразившего публику своим национальным колоритом. И выполнить утилитарную задачу организаторов - привлечь зрителей на совместный концерт Бурятии, Калмыкии и Тывы "Древо дружбы", посвящённый единому лунному новому году Сагаалгану-Цаган Сар-Шагаа. Но не зря видимо говорят, что история повторяется, но в виде фарса.
И это ещё не все: абсурд приобрёл масштабы квадрата в павильоне ВДНХ, где прошло просто кощунство над религиозным ритуалом Хий морин. Главы трех делегаций на столе с рекламными флаерами суетливо наносят на освященные в дацане флажки свои имена и имена членов семьи. И вывешивают их, как исподнее белье, на натянутые внутри помещения веревки.
Между тем религиозный ритуал Хий морин - это глубоко личный, буддийский обряд, совершаемый человеком в интимном уединении с самим собой и на лоне природы с помыслами о благополучии детей и семьи. А тут мы видим публичный стриптиз души, предложение зрителям в деталях взглянуть на священнодействие делания детей.
Лубочное шоу и деконструкция сакральной составляющей духовности Бурятии, вот как можно назвать эту позорную страницу в истории республики, куда ещё умудрились заманить наших братьев: калмыков и тувинцев.
Бурятское шествие с китайскими танцами Дракона и расхристыванием Хий морин - это экзистинциальное глумление над собственным народом и пренебрежительный плевок Сартра на бурятскую идентичность.
Автор: общественник Бурятии Бато Багдаев, специально для MONUZEL.