Масленичные забавы
Катание с гор.
На Масленицу катались все – и стар, и млад. Сооружение горок начиналось обычно еще за неделю до праздника; занимались этим молодые мужчины и молодежь. В больших селах к Масленице непременно строили одну большую катальную гору для всей деревни и несколько меньших горок, а для детей заливали лед у ворот – в тех случаях, когда поблизости не было природных гор, подходящих для скатывания. При постройке обычно вкапывали в землю четыре высоких столба, закрепляли наклонные слеги и на них укладывали ровные бревна, а потом замазывали всю конструкцию конским навозом и постепенно покрывали сверху снегом, утрамбовывая его и поливая водой до появления толстой ледяной корки. По краям ледяного «ската» обычно делали бортики, а в конце заливали длинную ледяную дорожку («раскат»), либо «выводили» горку на речной лед. Полосу катания нередко украшали по краям вкопанными елочками, снежными фигурами и пр., а вечером освещали с помощью факелов, смоляных бочек и т.п.
Деревенские ребятишки опробовали катальные горки в первые же дни праздника, со вторника к ним присоединялись парни с девушками, но массовый характер катание приобретало обычно в последние три-четыре для праздника: в это время на горки собирался весь народ, приходили даже старики. Народ являлся в лучших нарядах, хотя в процессе катания рисковал вываляться и вымокнуть в снегу. Тех, кто пришел кататься впервые, молодежь норовила еще и особо искупать в сугробе, даже девушкам совали снег под рубашки и платья.
Для катания использовались обычно либо салазки или санки, либо разные приспособления – обледенелые рогожи, корзины, дощечки, донца от прялок и пр. Традиционно катание открывали девушки, и по тому, как далеко они укатились, поселяне судили о том, кто из них лучшая пряха и как далеко от дома суждено им выйти замуж. После девушек скатывались «на долгий лен» замужние женщины, и каждая старалась проехать как можно дальше, потому что «чем дальше проедешь, тем длиннее лен уродится». Следом за женщинами на горку допускались уже все желающие; скатывались и по одному, и группами, иногда целыми «поездами» человек по десять.
На горках молодые парни и девушки приглядывались друг к другу, выбирали себе пару. Парни приглашали девиц кататься на расписных салазках, усаживая избранниц к себе на колени и отталкиваясь руками от бортиков ската. Если катались на рогоже, то парень садился впереди, а девушка становилась на колени за его спиной и обнимала его руками за шею. Если спуск проходил удачно, девушка должна была поцеловать парня. Бойкие девицы и сами усаживались на колени к парням, либо брались самостоятельно управлять салазками, катаясь только девичьим составом. Во время катания парни нередко угощали девушек конфетами и орехами, а девицы приносили с собой блины и потчевали ими своих избранников.
В богатых семьях, где имелись девицы «на выданье», братья специально устраивали на дворе отдельные катальные горки для сестер, а матушки отправляли «позываток» приглашать знакомую молодежь: «у нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Отказываться от приглашения считалось неприличным, и встречать «позываток» полагалось со всем уважением. Явившихся на катание гостей встречали у ворот, угощали блинами и прочими яствами, после чего приглашали «потешиться на горы», и во время этой забавы парни присматривали себе невест, а девицы – женихов.
Катание на санях.
На санях, запряженных конями, объезжали все село и ездили по окрестностям; этой забаве предавались все, у кого только была возможность. В разгар веселья нередко собирались целые санные поезда и устраивались «съездки» - грандиозные катания в городах и больших селах, на которые съезжались со всех окрестностей. Катались обычно на тройках под песни и гармонь, наперегонки, с шутками, поцелуями и объятиями. Молодежь собиралась на катания с самого утра, но выезды начинались часам к трем пополудни – кто выезжал на своих санях или со знакомыми, а кого возили за деньги или угощение. Охотнее всего катали, разумеется, молодых девиц, «плативших» возчикам выпивкой, поцелуями и блинами.
Катание на санях, как и катание с гор, в народной традиции тесно смыкалось с обрядами стимулирования урожая. Такие представления были свойственны всем восточным и западным славянам. Например, в Ярославской губ. само масленичное катание называлось «лен закатывать»; в Польше санные масленичные выезды («кулиги») связывали с будущим урожаем льна и конопли, а чехи и словаки полагали, что урожай льна зависит от продолжительного катания на лыжах, санках или коньках.
Кулачные бои и драки.
Рукопашное состязание двух бойцов было одним из главных развлечений мужчин на праздниках. Эта забава давала деревенским и городским удальцам возможность «показать силушку», привлечь внимание девушек, а также «выпустить пар», дать выход природной мужской агрессивности. Кроме того, рукопашные состязания, приурочивавшиеся к весенним праздникам, символизировали борьбу зимы и лета, стимулировали плодородие земли и обильные урожаи.
Кулачные побоища в городах и селах устраивались на базарных площадях с самого утра масленичного четверга, при большом стечении народа. Обычно сначала дрались молодые парни, а потом – мужики; нередко состязалось одновременно несколько пар, и победители в каждой паре боролись потом друг с другом, пока не оставался только один боец, самый сильный и умелый. Некоторые удальцы боролись даже с медведем.
Русские борцы обычно применяли четыре вида борьбы с определенным набором разрешенных приемов. Например, часто дрались «в схватку» или «в охапки», когда борец обхватывал противника (одна рука – над плечом, другая – под плечом, и обе соединяются на спине), пытаясь уложить его на землю. Дрались и «в одноручку» («за вороток», «наперекосок»), когда соревнующиеся брали друг друга за одежду одной рукой и пытались бросить противника на землю. «На вольную» борцы хватали друг друга как попало, стараясь уложить противника на спину и удержать его так, покуда он не признает свое поражение. Четвертый вид борьбы – «на поясах» («на кушаках», «за ремни») - заключался в том, что соперники обхватывали друг друга крест-накрест, захватывая на спине пояс противника. По деревням мужики часто дрались «на кулачках», причем «не из одного удовольствия и потехи, а чтобы получить более сильный урожай в настоящее лето».
Во время масленичных забав часто дрались сперва «сам на сам», а дальше уже сходились «стеной» и устраивали повальную драку. Чаще всего бои «по правилам» устраивали на ярмарках, при большом стечении народа, а драки затевали холостые парни на молодежных гуляниях. Как правило, эти побоища происходили между компаниями из разных деревень, причем с полного одобрения «общества», так как в схватке парни показывали свою силу, проворство и мужественность. Драки велись без правил, и в ход шли не только кулаки, но и камни, дубинки и пр., поэтому в результате многие оказывались сильно потрепаны, покалечены или даже убиты. Тем не менее, во многих местах молодежные сражения – как своеобразная инициация молодого поколения – считались непременным элементом праздничного гуляния. Посторонние вмешивались в драку только в том случае, если сражение становилось совсем уж беспорядочным: например, взрослые мужики могли растащить излишне разгорячившихся противников или помочь «своим», если противник был более многочисленным.
Довольно часто возникали и драки иного рода – пьяные стычки, затевавшиеся обычно пьяными: мужики, изрядно «подгуляв», начинали «задирать» прохожих, и в конечном итоге где-нибудь возникали стычки. Известно, что «русский человек спокойно мимо драки не пройдет» – друзья и знакомые зачинщика, едва завидя потасовку, обычно спешили в ней поучаствовать. На Масленицу от пьянства и драк погибали десятки людей. Например, в Москве, согласно свидетельству иностранных путешественников, «в течение всей Масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду», «у русских на этой (масляной) неделе убитых нашлось более ста человек». То же отмечали и русские писатели: так, согласно описанию Н.И. Костомарова, «на Масленице... ночью по Москве опасно было пройти через улицу; пьяницы приходили в неистовство, и каждое утро подбираемы были трупы опившихся и убитых»; «В праздничные дни народ собирался на кулачные и палочные бои... Охотники собирались в партии, и таким образом составлялись две враждебные стороны. По данному знаку свистком обе бросались одна на другую с криками; для возбуждения охоты тут же били в накры и в бубны; бойцы поражали друг друга в грудь, в лицо, в живот – бились неистово и жестоко, и очень часто многие выходили оттуда калеками, а других выносили мертвыми».
Масленичные побоища очень тревожили и светские, и церковные власти. Церковь объявляла их делом богопротивным и бесовским, даже карала драчунов отлучением («да изгнаны будут от сынов Божьих церквей») и приравнивала погибших к «нечистым» покойникам («к сим иерей не ходит и службы за них не творит»). Усилиями светских властей опасные для жизни и здоровья драки потихоньку стали заменяться более безобидными состязания: бегом наперегонки, стрельбой по мишеням и т.д. Популярной стала игра «взятие снежного городка», когда одна «артель» защищала, а другая старалась захватить снежно-ледяную крепость.
Снежные городки с начала XVIII в. начал строить «служилый люд», а за ним и простой народ. Возводили эти крепости на замерзших реках и озерах, либо на городских площадях; стены складывали из блоков спрессованного снега, после чего обливали всю конструкцию водой и поверх стен наращивали крышу. В крепостной стене делали ворота с дугообразной аркой, а за воротами вырубали большую полынью. Многие снежные крепости затейливо украшали: мастера вырезали на льду узоры, делали снежные и ледяные фигуры.
Само взятие снежного городка происходило обычно в последний день Масленицы, перед заходом солнца. Эта баталия была частью «проводов Масленицы» и символизировала победу весны над зимой. Перед боем все собравшиеся разделялись на две группы: одна должна была осаждать городок, а другая – защищать его. Нападающие по сигналу предводителя бросались на штурм, а защитники, вооруженные снежками, метлами, еловыми ветками и прочими орудиями, старались отогнать их от стен. Город считался взятым, если кто-нибудь из нападающих прорывался в ледяные ворота. Победителя нередко купали в проруби и валяли в сугробе, натирая снегом. Заканчивалась игра разрушением снежной крепости, после чего все участники игрища, отдышавшись, с песнями возвращались в деревню и устраивали совместное пиршество вскладчину. Всех отличившихся во время сражения славили и угощали, потом они в течение всего года пользовались уважением односельчан.