Валентина Дережанова. Хулиганство и искусство
Во время интервью с Валентиной Дережановой я то и дело прикидываю в уме – сколько же ремарок вроде «улыбается» или «смеется» поставить потом в текст. В итоге, чтобы не повторяться, пришлось убрать больше половины, но уверяю вас - Валентина очень жизнерадостный человек. Таких мало. Она словно пропиталась солнцем, а теперь радостно и без меры дарит его окружающим. В этот раз поделилась и с нами.
Валентина Дережанова иркутский художник, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики педагогического института «ИГУ», с 2011 года – член ИРО ВТОО «Союза художников России». Помимо этого Валентина - депутат молодежного парламента Шелеховского муниципального района, председатель комиссии по социальной политике и культуре.
Если вы часто посещаете тематические выставки Иркутска, то значит, точно видели ее картины.
Мы встретились с Валентиной Дережановой и поговорили о творчестве, о жизни и том, чему преподаватель может поучиться у студентов.
- Валентина, почему ты решила стать художником?
- Это случилось неожиданно. Дело в том, что после школы я вообще не хотела быть художником, а уж учителем изобразительного искусства тем более. Хотела стать врачом, но этой мечте не суждено было сбыться. Тогда логично было бы поступать на такую специальность, где я уже хоть что-то умела – рисование, живопись. Мама сказала мне, что в ИГПУ как раз открывается новая кафедра изобразительного искусства. И я пошла туда, пускай и нехотя. Сначала ничего не получалось – это у меня такой протест был. А потом – пошло, поехало.
- Твоим учителем был заслуженный художник России, один из ведущих мастеров графики и офорта Александр Сергеевич Шипицын. Какой его урок ты запомнила на всю жизнь?
- Честно говоря, не знаю, что выбрать. Я сразу столько всего вспомнила (смеется). Александр Сергеевич, он всегда просто подходил к вещам. Например, когда у нас было первое занятие по рисунку, то он принес нам в качестве объекта изображения обычную коробку с улицы. Тогда кафедра только открылась, и не было никакого методического фонда.
На занятиях по композиции он учил нас работать с клаузурой – идти от пятна, от чего-то абстрактного. Учил видеть в этом пятне какое-либо действие или композицию. То есть высмотреть оттуда что-нибудь, чего заранее не придумаешь. Нередко он говорил нам забыть о правилах, о законах, чтобы мы рисовали, что называется, «от руки» - просто водили по бумаге линии, ставили пятна. Но чтобы при этом, конечно, было сочетание цветов, гармония. А уже после мы искали в этом ритм, действие. Александр Сергеевич часто призывал нас похулиганить, чтобы мы были как дети – свободнее.
Валентина продолжает активно работать с клаузурой. Возможно, сейчас на снимке и не видно, но поверьте, мы действительно видели элементы натюрморта на бумаге – по пятнам угадывались изгиб носика кувшина и драпировка.
- Глядя на твои картины, не перестаешь удивляться разнообразию техник и направлений. Например, то, как ты изображаешь Иркутск, это и импрессионистские полотна, и печатная графика, которая, на мой взгляд, стилистически чем-то схожа с нуар-комиксом. Это разнообразие – сознательный выбор? Или ты находишься в поиске?
- Это поиск. К примеру, я часто езжу со студентами на пленэр в поселок Голоустное. Они первый раз там, а я уже который раз и поэтому приходится рисовать одно и то же. Уже потом я расставляю картины и вижу, что динамика есть - где-то спад, а где-то скачок. И мне кажется, это хорошо, когда не стоишь на месте. По-моему, лучше находиться в поиске на протяжении всей жизни.
Я люблю работать в смешанной технике, тогда появляется много возможностей, причем, весьма неожиданных. Люблю совмещать сухие материалы с жидкими, графические техники с живописными и т.д. В результате, создается богатая база знаний; все это применяешь потом на практике, проводишь новые эксперименты.
- Но, несмотря на это разнообразие, должен же у тебя быть свой почерк. Как бы ты сама сказала, в чем отличительное свойство твоих картин?
- Трудно сказать. Хотя еще в университете мне часто говорили, что я от других девочек отличаюсь, что у меня «мужская рука». Это выражается в жесткости линии, в контрастах. Картины очень насыщенные по цвету, с определенным характером. Порой я сама это вижу. Если девушки изображают, например, цветы или натюрморт, то, как правило, у них это получается красиво, нежно и утонченно. А если те же цветы нарисую я, то они, наверное, не вызовут желания полюбоваться ими. Конечно, я могу рисовать как-то изысканно, но это крайне редко.
- Преодоление это единственный для художника путь?
- Не думаю. Вообще, путь художника - это путь творческий, поисковый. Каждый художник идет своей дорогой. У кого-то много препятствий, у кого-то мало, у терьего вообще все легко. Мой путь, он скорее смешанный. Просто со временем растет ответственность, и это тоже можно рассматривать как некое препятствие или лишний груз. Хотя я стараюсь идти налегке.
Валентина признается: «Иногда мне хочется отойти от реализма настолько, насколько это вообще возможно, отсечь все лишнее. Выставить на экспозицию картину, где были бы просто линии, какие-нибудь точки, но что-то останавливает меня, возможно, боюсь оказаться непонятой. Хотя почему этого боюсь – сама не понимаю». На фото: подготовительная стадия работы над картиной - поиск формы
- Вопрос, которого не избежать ни одному художнику: расскажи про вдохновение. Оно действительно приходит или это все это сказки и фантазии?
- Иногда видишь, что студент на занятии расслабился, сидит, ничего не рисует. Подходишь, спрашиваешь – в чем дело? «Вдохновения нет, муза не приходит». Тогда я говорю: «Ну, как придет, позови меня, я на нее посмотреть хочу».
Вдохновение – это что-то образное. Есть оно или нет, даже сам не понимаешь. Может быть, уже потом, когда создал что-то, смотришь на результат и думаешь – вот, наверно, это и было вдохновение, приходил, значит, кто-то. Но в любом случае, всему этому предшествует труд.
- Ты сказала, что для женщины-художника у тебя «мужская рука», что достаточно нетипично. В связи с этим захотелось узнать, как выглядит твоя муза. Быть может, твоей рукой водит грозного вида мужчина?
- Нет, не думаю. Женский образ привлекательнее. Даже чисто эстетически. Природа искусства она, по существу, женская. Кроме того, есть еще и пластика движений, которую хочется уловить. Например, сидящая девушка. Делаешь наброски, зарисовки этого. Мальчиков, конечно, тоже рисуешь, но они не так пластичны.
- В одном из своих интервью ты призналась, что боишься темноты. Это страх десткий, но ведь в какой-то мере художник должен оставаться ребенком. Какие еще детские черты удалось сохранить? И мешает это тебе или нет?
- Я не знаю, почему боязнь темноты до сих пор преследует меня. То есть теперь, конечно, это не тот детский страх, а скорее отголоски чего-то далекого. Но все равно доставляет порой небольшое неудобство. А что во мне еще сохранилось детского?.. Я рано стала самостоятельной и стараюсь оставться такой же и сейчас.
Заглянуть в творческую лабораторию художника – возможность редкая, и мы решили ею воспользоваться. На снимке можно проследить работу практически поэтапно: от пятен и набросков к завершенному произведению.
- Валентина, ты одна из основателей объединения художников «Красный квадрат». Как появилась идея создания этого коллектива?
- Основатели «Красного квадрата» это - первые выпускники кафедры изобразительного искусства и методики. Мы выпустились в 2006-м. А год спустя состоялась наша выставка. И вот как раз в этот период, с 2006 по 2007, мы и думали, как бы нам так заявить о себе: как назвать коллектив, что мы будем представлять на экспозициях и т. д. Коробченко Валерий, мой одногруппник, как самый активный и продвинутый, был назначен нами председателем. Кстати, он же и название придумал. «Квадрат», это потому что нас изначально было четверо - два мальчика и две девочки: Коробченко Валерий, Бригидин Сергей, Бушкова Надежда и я.
А почему квадрат именно «красный»… ну, тут много значений: это и красота, и власть. Кроме того, это цвет яркий, а нам очень хотелось тогда заявить о себе погромче. Другие варианты названий я сейчас не вспомню, но они точно были скромнее. И уже тогда мы знали, что нас будут спрашивать, откуда это название. Кто-то даже искал параллель с «Черным квадратом» Малевича (смеется).
К первому «заседанию» «Красного квадрата» мы подошли очень серьезно. Вели протокол, я даже была секретарем. И тогда же и решили, пускай к нашему творческому коллективу будут присоединяться и другие молодые художники. Будем расширяться, преобразуемся из «квадрата» в куб или еще как-нибудь.
Мы тогда сами не знали, что получится с «Красным квадратом», сколько он просущетсвует. Просто решили попробовать, а там, как говорится, поживем – увидим. Продержимся два года - и то, слава Богу. А в итоге нашему «квадрату» сейчас восьмой год.
Наша первая выставка была по преимуществу живописная. В силу нашей тогдашней неопытности мы не смогли выбрать единую тему, поэтому пошли кто во что горазд. Единственное, на той первой выставке была наша совместная работа. Большая картина, которую мы рисовали вчетвером. В процессе творчества много спорили. На ней был изображен красный квадрат, он располагался по центру, а вокруг наши портреты. Каждый рисовал себя сам. Валерий Коробченко, кажется, изобразил себя похожим на ангела.
- А как ты нарисовала себя на той картине семь лет назад?
- Точно не вспомню, но вышло абстрактно, в общих чертах. Мне кажется, я себя тогда еще не видела. Или наоборот, так видела. Наша мужская половина нарисовала себя конкретнее, а мы, девушки изобразили что-то условное.
- Я процитирую одно из региональных СМИ: “Сегодня трудно представить художественную жизнь Иркутска без участников «Красного квадрата»”. А Валентина Дережанова, как участник “Красного квадрата” и как художник, может представить себя, свое творчество в отрыве от Иркутска?
- Я некоторое время училась в Питере. И когда на пленэрах рисовала там городские пейзажи, то учителя сказали, что у меня петербургские церкви похожи на наши, иркутские. Все спрашивали, а как ты так нарисовала? То есть это заметно. Тогда я поняла, что пропитана иркутской живописью, иркутским подходом, видением. Я истинная иркутянка (улыбается).
Иногда возникает желание переехать в другой город, но меня что-то останавливает. Семья, близкие – все это держит меня. Тогда я думаю, что можно ведь поменять все с легкостью: сменить образ жизни, найти новые знакомства, и в принципе, все будет то же самое… Не знаю, тут можно рассуждать до бесконечности. Но как бы там ни было, чувствую, что если переезд будет, то дастся он тяжело. Мне здесь многое дорого, и я не могу этим запросто пожертвовать.
Два триптиха (слева направо) «Сопротивление» и «Повиновение». Комментарий автора - Валентины Дережановой: «В данном проекте представлены две линии: 1-ая линия "Сопротивление" – когда человек противостоит великому прогрессу, безудержному росту индустрии, в связи с которым возникают большие экологические проблемы в мире. Вторая линия - "Повиновение". Здесь человек прогрессу подчиняется. В представленном проекте в роли человека выступаю я сама. Эти картины - моё впечатление о городах, как о творениях человечества, где люди сами приковывают себя к вещам, добровольно становятся от них зависимы... Процесс этот необратим».
- Расскажи про свою педагогическую деятельность.
- Тут нужно начать издалека. Понимание того, что я на своем месте, что хочу обучать других изобразительному искусству, пришло в конце второго курса. Тогда даже и учиться стало интересней, появилась уверенность в собственных силах. Александр Федорович Веснин вел у нас методику преподавания. Он, кстати, сам и живописец, и профессиональный педагог. Так вот, он рассказывал нам, как это важно для ученика, чтобы его учитель по рисованию был еще и художником. Ведь тогда можно будет посмотреть на его картины, понять, на что стоит равняться. Поэтому очень важно развиваться: быть не скучным преподавателем, а тянуться до высокого уровня художника. Это же и для себя полезно. Также узнаешь что-то новое, а потом делишься личным опытом. И это всегда интереснее, чем пример из учебника; тогда у ребятишек глаза загораются. Кроме того творчество помогает держать себя в тонусе. Бывает, встретишь кого-нибудь из бывших одногруппников и даже по разговору можно понять, что все забыли. В такие моменты я лишний раз убеждаюсь в правоте своих учителей.
- Ты строгий учитель?
- Наверное, по настроению. Просто чувствуешь, когда студенты расслабляются, и это всегда расстраивает. Но я-то знаю, как себя взять в руки, как их выстроить. В общем, чередую кнут и пряник. Но вцелом хотелось бы быть построже.
- Как правильно хвалить ученика?
- Это хитрая методика. Начать нужно с хорошего, потом сделать замечания, а в конце еще раз похвалить. Хотя, в принципе, ничего нового.
Возможно, в силу своей молодости я нахожусь со студентами на одной волне. Иногда преподаватели постарше делают мне замечания: никакого панибратства, все, стенка! Но иногда я позволяю себе сближение. Мне кажется, так будет доступней что-то объяснить, решить какую-либо проблему. Ведь бывает, что ученики просто боятся подойти, спросить что-то, в такие моменты эта «стенка» мешает. Но опять-таки тут необходимо действовать крайне аккуратно, и я стараюсь.
- У Валентины Дмитриевны трудно получить «пятерку»?
- Нет. Ведь что нужно понять - ни один учитель не получает удовольствия от выставления двоек. Приходится, конечно, ставить низкие оценки, но это всегда неприятно, понимаешь, что это совместная вина – ученика и учителя.
Короче, пятерок мне не жалко, но, чтоб заслуженно.
- У советского поэта Евгения Винокурова есть гениальные строчки: “Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться”. Ты согласна с этим? Есть вещи, которым ты уже научилась у студентов?
- С одной стороны ученики подпитывают. Например, те же клаузуры, которые они делают. Ведь иногда выдают такие вещи, о которых студенты сами не подозревают. А ты их раскрываешь, пытаешься помочь, подсказать. И я прекрасно помню себя на первом курсе, когда мне точно так же объясняли, что вот это пятно у меня – тарелка, а это - яблоко. А я смотрела и не понимала: где? где учитель это увидел.
В то же время, молодое поколение сильно отличается от нашего. Они мыслят иначе, у них другие приоритеты в жизни. Я, например, вспоминаю себя в их возрасте – у меня не было таких высоких целей. А современная молодежь ставит себе высокую планку. И это достойно уважения.
Фото: Анна Новикова
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!