Открытое письмо Владимиру Симиненко
Уважаемый Владимир!
Прочитав Вашу статью "Валентин Распутин как русофоб", я понял, что Вы имеете ложное представление о творчестве Распутина. Совершенно очевидно, что Вы лично с ним не знакомы. Вследствие чего Вы написали о каком-то другом Распутине, которого, быть может, выдумали или с кем-то перепутали.
Вы написали в самом начале статьи: "Распутин входит в особый список "нужных" людей. Из этого списка власть составляет делегации и президиумы, советы и форумы. Если возникает оказия по культуре, то тут же рядом с начальником ставят знаменитого писателя... Главное — украсить культурным и чрезвычайно постным "ликом" свиту первого человека власти во время "хождения в народ".
Это очень сильное заявление. Но я не понял, какую власть Вы имеете в виду? Какого конкретно "первого человека"? Может быть, Президента России? Или его полномочного представителя в Сибирском федеральном округе? Губернатора Иркутской области? А может быть, мэра? Скажите: видели Вы хотя бы однажды писателя Распутина рядом с Президентом Путиным? Я лично не видел. Общеизвестно другое — негативное отношение Распутина к столичной элите. Это отношение писателя выражено во множестве статей, в его публичных высказываниях и, наконец, в его книгах.
Но возможно, Вы имели в виду первых лиц региональной власти? Действительно, раз или два в году Распутин встречается с губернатором Иркутской области и мэром Иркутска. Происходит это во время проведения всем известного праздника "Сияние России", когда руководители принимают столичных писателей у себя в кабинетах. Но это всего лишь дань вежливости, проявление обычного этикета. И давайте спросим себя: кто кому тут нужен? Распутин нужен властям или власти нужны Распутину? Я думаю, что первое.
Но продолжим чтение статьи.
Вы написали такие удивительные строки: "Оторванный от земли-матери Распутин испытывает тягу к стерильной чистоте нравов и помыслов. Эта тяга к стерилизации, по данным науки, есть проявление некрофилии. Из этого же корня вырос гитлеризм — из желания сделать мир чистым и правильным, без неправильных евреев, славян, негров".
Вы меня извините, Владимир, я, конечно, не обладаю такими обширными научными познаниями. Но как недоучившийся ученый и несостоявшийся доцент я хочу напомнить Вам кое-что из формальной логики, а именно: всякому утверждению должно предшествовать доказательство. У Вас с доказательствами, как и в первом случае, негусто. Нельзя же считать доказательством заявление о том, что, по данным науки, тяга к стерилизации есть проявление некрофилии. Сама по себе фраза "по данным науки" мне очень понравилась. Но, к сожалению, она ничего не доказывает. Однако меня больше заинтересовало последнее Ваше заявление, объясняющее, из какого корня вырос гитлеризм.
Я, признаюсь, часто об этом думаю на досуге: почему стал возможным фашизм в двадцатом веке? Как это стало возможным после Нагорной проповеди Иисуса, после великих романов Достоевского, после художественного гения Толстого; наконец, после открытий Дарвина, Эйнштейна и Нильса Бора? Откуда этот агрессивный примитивизм? Мне всегда казалось, что в основе гитлеризма, то есть фашизма, лежит догмат расового превосходства, этакое вульгаризованное ницшеанство. Необходимость чистки нации от "евреев, славян и негров" была следствием этой ошибочной теории. И кроме этого, сначала Вы говорите о тяге к стерильной чистоте нравов и помыслов, а следом — об этнических чистках. Этак можно любого моралиста обвинить в расизме. Того же Тургенева объявить предвестником национал-социализма за то, что он написал свои знаменитые "записки", в которых с огромной силой отразилась его любовь к родной земле и к простым людям, на ней живущим.
Далее Вы обвиняете Распутина в русофобстве, заявляете, что он активно не принимает жизнь и быт живых русских людей. Есть у Вас такая фраза: "Распутин понятен в своем сострадании к умирающему миру деревни. Но страшен в ненависти к людям, за которых молился Саровский".
С чего Вы взяли, что Распутин ненавидит современных русских людей, что он бессознательный русофоб? Если он не принимает Интернет и осуждает распущенность среди молодежи, то это еще не повод для столь сильных заявлений! И если Вы всерьез полагаете, что из-за "Распутиных" мы не можем построить сильную Россию, то Вы снова ошибаетесь. Сильная Россия начинается с заботы о детях, с развития отечественной науки и образования, со строительства детских садов и поликлиник, с возведения комфортного жилья для простых людей и проч. и проч. и проч.
Еще замечу, что хаос в окружающей нас действительности начинается с хаоса в наших головах. Об этом говорили почти все мыслители-гуманисты. Против хаоса (в самом широком смысле) и выступает Валентин Распутин. Я понимаю, что взгляды его выглядят несколько архаично, особенно в глазах молодого поколения. Сейчас не модно говорить о доброте, о любви, о простых человеческих ценностях, о старухах в каких-то там платках. Напротив, модно среди подростков быть циничным, сильным, продвинутым. Модно оголять пуп и цедить пиво из банки. Что ж, это не ново. И я не вижу в этом большой опасности — как пришло, так и уйдет с возрастом. У каждого поколения были свои Базаровы, Печорины, Ставрогины.
Общеизвестно, что научно-технический прогресс происходит как бы сам собой. Научные открытия совершаются независимо от нашего желания, от нашей морали, от самых строгих запретов. Пришло время — открыли деление атомного ядра. Никакой Достоевский не помешал Курчатову создать атомную бомбу. И никакая инквизиция не могла помешать великим открытиям Бруно, Коперника, Кепплера, Галлилея и Ньютона. Птолемеевская система рухнула, когда тому пришло время — не раньше, но и не позже. Интернет и клонирование будут развиваться вне зависимости от нашего желания. Мы можем говорить и думать что угодно — научный прогресс не остановим, развитие цивилизации идет своим чередом. Две силы уравновешивают друг друга — осторожно консервативная и безоглядно смелая. Обе они объективно обусловлены, и обе в общем-то бесполезны, потому что глубоко вторичны.
Идея развития (а точнее, саморазвития!) лежит в основе самой жизни. Это основополагающий инстинкт жизни, наипервейшее условие существования человечества как вида. Законсервироваться нельзя. Но можно и нужно проявлять известную осторожность, смотреть под ноги, прежде чем поставить ногу на зыбкую почву и проверять глубину там, где запросто можно утонуть. Распутин с высоты своего жизненного опыта говорит нам, словно малым детям: будьте осторожны, не сломайте себе шею. Не бросайте умирать на обочине стариков — сами когда-нибудь будете старыми, поймете тогда, что значит быть больным, слабым и никому не нужным. Где же тут русофобство? Где ненависть к людям?
В заключение хочу сказать следующее: Валентин Григорьевич Распутин гораздо добрее и человечнее, чем это может показаться со стороны. Он, конечно, не безгрешен. Но если он и заблуждается в чем-то, то это заблуждение человека искреннего, страдающего душой за то, что происходит вокруг. Прочитайте его последнюю повесть "Дочь Ивана, мать Ивана", и Вы увидите, что он способен сопереживать не только деревенской Настене, но и городской женщине, нашей современнице, а также ее несчастной поруганной дочери.
Надеюсь, это письмо появится на страницах "СМ Номер один". Я за нормальную человеческую полемику. В конце концов, все мы субъективны. И кто может с уверенностью знать — в чем заключается истина?
Председатель правления Иркутского регионального отделения Союза писателей России Александр Лаптев. 21.06.2004 г.