Актером станет каждый

Любительский театр это – зачастую интересно, весьма необычно и практически всегда неоднозначно.

С одной стороны «любительский» на интуитивном уровне ассоциируется у нас с чем-то плохеньким, вторичным и как будто бы требующим непременного снисхождения.

В то же время опыт мировой культуры подсказывает, что к неограненным алмазам стоит присматриваться повнимательнее. Достаточно вспомнить непревзойденного Мольера, начинавшего в свое время именно с любительской труппы «Блистательного театра».

Чтобы узнать о феномене любительских театров больше, мы встретились и поговорили с художественным руководителем театра «Юность» Алексеем Алексеевичем Худяковым.

Любительский театр "Юность". В центре - художественный руководитель Алексей Алексеевич Худяков

- Алексей Алексеевич, мы все знаем, как попасть в Иркутский драмтеатр или музыкальный. А что с «Юностью»? Как и когда можно будет увидеть ваши представления?

- Все очень просто. Мы сейчас работаем над тем, чтобы восстановить спектакль «Тайный брак». После восстановления спектакль будет показан на сцене «Дома актера» и в усадьбе Сукачева. В общем, мы дадим об этом знать, сделаем рекламу, приготовим афишу. Так что, ждите анонса в социальной сети «ВКонтакте». На данный момент театр приступил к постановке спектакля по повести В. Тендрякова "Ночь после выпуска". Сейчас, к сожалению, у нас нет исполнительницы главной роли, но как только найдем, то сразу приступим к репетициям спектакля.

- В чем особенность театра любительского?

- Если говорить о специфике работы, то тут нужно отметить в первую очередь тот факт, что мы все придумываем сами. Допустим, нам дают сцену, есть кулисы, есть занавес, а дальше? Вот здесь и начинается поиск.

О «Юности» в цифрах:

На данный момент в труппе 25 артистов-любителей;

Самому младшему 14 лет, старшему – 30;

Через «Юность» прошло около 2000 человек;

Среди выпускников 2 народных артиста, 12 заслуженных и 1 лауреат премии Золотая маска и лауреат венецианского кинофестиваля;

Кроме того, работая с людьми уже взрослыми, я не могу прийти и как в профессиональном театре сказать: так, господа, я вас отобрал, вы у меня будете участвовать в такой-то пьесе, делать нужно так и только так! Нет, я не скажу им этого. Мне необходимо будет подобрать материал такой, какой, прежде всего, будет интересен им. Силком ведь никого не удержишь. Собственно, поэтому и приходится иногда действовать хитростью, интерес этот подогревать. Где-то надавить на самолюбие, ну, например - как?! ты не знаешь этого драматурга? В твоем возрасте это стыдно! Или подкусывать их начинаю. В переносном смысле, конечно (улыбается).

- Какой новый опыт дает любительский театр зрителю?

- Мне кажется, в любительском театре между зрителем и актером протягивается больше нитей. Вот тут уже коренится ключевое отличие профессионального театра от любительского. Артист-профессионал он может где-то прикрыться своей актерской школой. В любительском театре такого не получится: или ты горишь на сцене, или нет. Также нередко бывает, что после спектакля зрители сразу подходят к актерам и начинают обсуждать постановку, прояснять непонятные моменты. Получить такой опыт в обычном театре практически невозможно.

Вдобавок я всегда старался убрать 4-ую стену (в театре 4-ая, это – воображаемая стена между сценой и залом, актёрами и зрителями – прим. авт). Поэтому и стараюсь брать такие спектакли или выбирать такие площадки, где артист находился бы в полуметре от зрителя.

И это ведь уже совершенно другие эмоции, когда человек в непосредственной близи сидит и плачет. Так что спектакль нашего любительского театра можно сравнить с телевизионной постановкой – это постоянные крупные планы. И если ты страдаешь и мучаешься, то все должно читаться в глазах.

- В искусстве нередки случаи, когда новичок или любитель становится вровень с, допустим, заслуженным деятелем, берет не столько мастерством, сколько искренностью. Насколько такая ситуация характерна для театра вообще и для вашего в частности?

- Да, такое случается и довольно часто. Подобное было и у меня. Как-то у нас с Евгением Александровичем Ячменевым возникла идея создать на базе театра «Юность» филиал – «Домашний театр Волконских». Сейчас его уже нет, но он просуществовал целых 13 лет. Так вот, во времена этого «Домашнего театра» мы ставили спектакль «На все твоя да будет воля» (спектакль о Пушкине, основанный на последних на тот момент исследованиях биографии великого поэта, автор М. Порошина). И во время репетиции я вдруг начинаю понимать, что двое актеров-любителей играют на высоком профессиональном уровне. Мне поначалу казалось даже, что это только я один и замечаю. Могу, знаете, что-то преувеличить, где-то быть подслеповатым из-за любви. Но потом к нам, в Иркутск, приехал с гастролями Республиканский театр белорусской драматургии из Минска. Они посмотрели эту постановку. И после спектакля ко мне подходит Анисенко Валерий Данилович (ныне профессор Государственного Белорусского университета культуры, директор и художественный руководитель Национального академического драматического театра им. Якуба Колоса) и просит забрать себе этих двоих ребят, парня и девушку - это были Володя Коварский и Катя Зимбулатова. Я спрашиваю: как? зачем? А Валерий Данилович отвечает, что у него актеров, которые так бы играли, нет. Тут я начинаю объяснять, что это не профессионалы, один из них в медицинском учится, другая в политехе, да и как они переедут – у них там ни знакомых нет, ни друзей. Валерий Данилович, говорил, что похлопочет о квартирах, с ребятами долго разговаривал, но они отказались.

- У любительского театра «Юность» есть свой репертуар? Как он формируется и чем отличается от репертуаров других театров?

- Вы знаете, если говорить про репертуар наших профессиональных театров, то тут важно понимать, что они находятся в автономном управлении. И перед ними стоит ряд серьезных проблем. Мы же понимаем,что театр вынужден порой заниматься не художественным творчеством, а оказывать населению услугу. Если эта услуга пользуется успехом, то будут покупать билеты, будут полные залы. И здесь возникает вопрос: театр идет за зрителем, или зритель за театром? Это вопрос давний. Но, как вы знаете, в начале 19-го века зритель шел за театром. Ведь что сказал Гоголь, - театр это трибуна, с которой можно много доброго сказать людям. А сейчас что? Я абсолютно уверен, что сейчас в основном ставится что-то такое, что способно вызвать кассовый интерес. Поэтому в репертуарах регулярно случаются перекосы. Возьмите, к примеру, Театр юного зрителя – подойдите к их афише и посмотрите, вы много найдете пьес, которые действительно будут волновать молодёжь? Ведь «Восемь любящих женщин» по пьесе Робера Тома, - это детективная французская история, а вовсе не спектакль для молодежного театра, который отвечал бы на те вопросы, которые волнуют молодое поколение. И я откровенно говорил об этом руководству театра. Сейчас, правда, у них появилось две пьесы, но до этого-то ведь долго не было.

В целом же, я всегда придерживаюсь того мнения, что современная драматургия заслуживает самого пристального внимания. Да, есть у нас драматургия Николая Коляды, сплошная чернуха, но ведь это не все, далеко не все. Кстати, скоро будет «Вампиловский фестиваль» и на нем покажут спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Дуренкова. Эта пьеса была удостоена многих наград, как одна из самых интересных работ. И очень хорошо, что она на фестиваль попала.

Если же говорить о репертуаре «Юности», то у нас был такой период, когда я ставил пьесы только про школу. В нашей труппе много старшеклассников и для них это тема животрепещущая. Мы пытаемся понять, как происходит становление личности, формирование характера. Это все было в спектаклях «И был выпускной вечер», «Поговорим о странностях любви», "Золотая лестница", "Ручейки да пригорки". Также размышляли над судьбами декабристов, рассказывали о жизни Пушкина. Потом знакомил ребят с классической драматургией, основанной на базе исторических элементов – так появилась «Мария Стюарт», она у нас продержалась лет пять. Интерес к ней был огромный.

Ксения Кокорина, исполнительница главной роли королевы Марии

В последнее время меня интересуют проблемы общечеловеческие, поэтому решили поставить «Ночь Гельвера», это о событиях 30-х годов XX века – время фашизации Европы.Ведь возрождение фашизма в наше время - тема, которая волнует сейчас весь мир. Достаточно назвать Прибалтику и Украину.

Нельзя сказать, что у нас большой репертуар. Во-первых, частая смена состава. Во-вторых, у всех взрослых актеров есть основанная работа. Сколько уже было случаев, когда нужно ехать на гастроли или идти выступать, а кого-то попросту не отпускает начальник. Многие из-за этого увольнялись, потому что понимали, что на работе не считаются с их интересами.

Так что мы ставим один какой-нибудь спектакль, потом дополняем его следующим, а когда приходит время для третьего, то убираем первый.

- А человек какой профессии больше всего удивил своим желанием стать актером?

- Ко мне как-то зашел молодой человек, поздоровался, сказал, что учиться на пятом курсе юрфака. Я признался, что это очень здорово, но не совсем понимаю, чем могу быть ему полезен. Он же ответил: хочу к вам в театр. Тут я принялся расспрашивать его, зачем ему это нужно, ведь уже пятый курс – человек определился с будущим. Но он уперся – «нет, хочу в театр». Так ведь он же и сейчас у нас играет, исполнял главные роли. И при этом свою основную профессию тоже любит.

- Как происходит набор в театр «Юность»? На конкурсной основе?

- Принцип простой: мы берем всех. Главное, чтоб человек любил театр. И если даже не выходит на сцену, то ничего страшного. Работа всегда найдется: свет, звук, прочая техника.

- Каковы планы на ближайший сезон?

- Ждите «Ночь после выпуска», это спектакль по пьесе Владимира Тендрякова. Премьера намечена на февраль 2016 года. Посмотрите и узнаете – всегда ли нужно говорить правду.

В данный момент ведется набор в театр "Юность" молодых людей и девушек в возрасте от 14 лет. Запись проводится во Дворце творчества г. Иркутска. Дополнительная информация: https://vk.com/t_youth?w=wall-35699206_172

Фото: Сергей Мурзин, театр "Юность".

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=138523

bytes: 11014 / 10274

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

4891

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

8048

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9033

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8507

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11152

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9408

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12612

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

16376

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14614

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

25693

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15771

21.10.2024

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9549

16.10.2024

Лица Сибири

Шахматов Александр

Космылин Адрей

Сагдеев Ринель

Иванов Андрей

Кадыров Валерий

Серышев Михаил

Мутко Виталий

Барышников Виталий

Бальжиров Баир

Пуляев Геннадий