Без амбиций. "Комедия ошибок" на широком экране

«Комедию ошибок» в постановке шекспировского театра «Глобус» иркутяне посмотрели 8 сентября на экране СКДЦ «Художественный».

Шекспир.

Ныне, спустя не одну эпоху, мы уверены, что способны оценить величину его гения. Это ошибочное суждение простительно: ведь только задрав голову до боли в шее, мы осознаем, что не видим и половины.

С формальной точки зрения вроде бы все просто. Выдающийся драматург и поэт-новатор, обогативший родной язык более чем на 2000 слов, автор 37 драм, 10 исторических хроник и 154 сонетов. Но это только цифры.

Также ничтожно мало будет сказать, что Шекспир выглядит недосягаемым и до сих пор, как по объему написанного, так и по величине дарования. И хотя это и истина, но в таком виде она тянет не более чем на сухую формулировку из энциклопедического словаря.

Шекспир это – явление непомерного, нечеловеческого масштаба. По мощи своей оно сопоставимо со взрывом ядерного снаряда, и такое сравнение оправданно. Ведь, строго говоря, творческая энергия Шекспира не есть энергия «мирного атома» – все-таки от него требовалось подвести итог трагичной во многом эпохе Возрождения.

Впрочем, к рассматриваемой нами сегодня «Комедии ошибок» вышесказанное относится в меньшей степени.

Самая ранняя комедия Шекспира бала написана, предположительно, в 1592 году и относится к первому периоду его творчества, относительно жизнерадостному и во многом идеалистическому.

«…мир — сцена, где всякий свою роль играть обязан»

История знает три театра под названием «Глобус». Первый был построен в 1599 году на южном берегу Темзы. Здание возводилось за счет актеров.

Трехъярусная планировка зала предполагала наличие разнородной публики – от аристократов до простолюдинов (последним, кстати, разрешалось грызть орехи прямо во время спектакля). Стоит сказать, что удерживать внимание столь разного зрителя было непросто, но Шекспиру это удавалось.

Первый «Глобус» был уничтожен пожаром в результате постановки «Генрих VIII» в 1613 году. Второй, восстановленный год спустя, театр просуществовал около 30 лет. Закрыли его по требованию пуритан, а позже и вовсе снесли.

Тот «Глобус», который мы знаем сегодня, открыли в 1997 году. Здание театра воссоздавалось по описаниям первых двух «Глобусов», а также на основе фрагментов фундамента, найденных в ходе раскопок. Любопытно, что «Глобус» не имеет крыши, по этой причине увидеть спектакли в нем можно только весной и летом, в остальное время там проводят экскурсии.

За основу «Комедии ошибок» Шекспир взял драму Плавта «Два Менехма», повествующую о разлученных братьях-близнецах. Подобное обращение к античности было вполне в духе Ренессанса. Правда, английский драматург усложняет сюжет, вводя в действие еще одних близнецов, которые приходятся слугами первым.

Большой переполох

Спектакль открывает немая 10-ти минутная сцена, в которой Дромио, слуга-недотепа пытается снять одежду своих господ с бельевой веревки. Дотянуться до нее, протянутой под самым потолком, действительно непросто. Попытки, эдак с двадцатой, несчастному удается-таки сбросить белье, однако тому предшествует множество ухищрений.

То орудуя палкой, то взбираясь по приставной лестнице, бедолага не раз упадет или ушибется.

Подобное вступление не только задает тон всей постановке, давая понять, что перед нами вот-вот разыграется фарсовая комедия, но еще и содержит в себе намек на лейтмотив пьесы. В тот самый миг, когда поставленная цель будет достигнута, – и вместе с бельем на пол упадет и слуга, на экране появится название – «Комедия ошибок». Здесь, словно бы суммируется тщетность предпринятых ранее попыток, и зрителю становится ясно – ошибок в этот вечер будет много.

Кроме того, это юмористическое вступление несколько занижает трагедийный пафос следующей сцены. Ведь у Шекспира «Комедия» открывалась речью Эгеона - отца, утратившего всякую надежду найти сыновей. Этот контраст, между горестным монологом и довольно грубоватым юморком на протяжении последующего действия, отмечали многие - и литераторы, и режиссеры. Поэтому стремление как-то смягчить его, разрядить драматическое напряжение понятно. Только сцена эта несколько провисает. Джеймс Лоренсон (Эгеон) будто бы не вполне понимает, что от него требуется. Он великолепно демонстрирует растерянность, для этого ему достаточно одного взгляда: блуждающие, как бы по инерции томительного поиска, безутешные глаза; при этом на других персонажей он и не глядит, высматривает исключительно в зале, поверх голов. Однако все это не в ладу с интонацией. Речь Шекспира в его устах звучит трескуче, даже декламационно, отчего рушится весь образ.

Единственная, кто показывает нам действительную трагедию, - Хэтти Лэдбэри (исполняет роль Адрианы).

Сцены с Хэтти Лэдбэри (в центре) получились самыми мощными в спектакле.

Лэдбэри актриса необычайного дарования и тонкого актерского чутья. Она прекрасно понимает, что фарс в комедии достаточно условен, отсюда и вся ее честность. Она не стесняется быть слабой, не боится выглядеть беззащитной, искренность ее всегда естественна и всегда уместна. Чего нельзя сказать о ее «сестре» Люциане – актриса Бекки Геммель играет топорно и натужно.

Смелых сценических решений от спектакля ждать не стоит. Все достаточно стандартно. Вы увидите воссозданный со знанием и тщанием быт суматошного торгового городка. Хоть действие и происходит в античности, от нее здесь только монументальные колонны, да и то, навалено возле них корзин с рыбой и мясом.

Однако же сюда и не должен проникать холодок высокого искусства. Древнеримская комедия была лишена изысков, вся ее эстетическая программа укладывалась в неприхотливое требование черни: «Хлеба и зрелищ!». И хотя Шекспир, взяв за основу Плавта, осмысливал его сюжет в соответчики с духом Ренессанса, мы видим, что «Комедия ошибок» крепко связана с грубой смеховой культурой и не особенно-то стесняется этой связи.

Важно понимать, что поставленная в «Глобусе» «Комедия ошибок» это не новый взгляд на Шекспира и не дерзкий эксперимент. Это, вообще, не перепрочтение классики. Перед нами – славный «хорошист». Достаточно крепкий спектакль, без ухищрений, зато со вкусом, яркий и в меру смешной.

Итог:

Постановка лишена наполеоновских амбиций, что и подкупает. Проблема в том, что этих амбиций может быть не лишен зритель.

Фото взяты с интернет-сайта www.shakespearesglobe.com

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=138639

Bytes: 7151 / 6415

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Федор Климанов, редактор новостей культуры.

На сайте опубликовано 62 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. «Громовержцы»: не герои не сдаются

Marvel Studios представила новый трейлер супергеройского боевика «Громовержцы» (Thunderbolts*) – 36‑го фильма медиафраншизы «Кинематографическая вселенная Marvel» и последнего полнометражного эпизода пятой фазы франшизы. Дублированную русскоязычную версию опубликовал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

7276

11.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Миска для любимца», зимний девичник и мюзикл «Русский фантом»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 11 по 16 февраля у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и игры.

Бармалей Рыбин

КультураСобытияИркутск

10645

10.02.2025

Божественный клоун Голливуда. К 100‑летию Джека Леммона

«В джазе только девушки», «Квартира», «Дни вина и роз», «Большие гонки», «Китайский синдром», «12 разгневанных мужчин»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

8947

09.02.2025

Видео дня. Возрождение Юрского периода

Кинокомпания Universal Pictures представила официальный трейлер научно-фантастического экшн-триллера «Мир Юрского периода: Возрождение» (Jurassic World Rebirth). Дублированную русскоязычную ВК‑версию опубликовал FRESH Trailers.

Филипп Марков

КультураМир

8187

07.02.2025

Видео дня. Двуликий Де Ниро в мафиозной драме Левинсона

Творческое объединение Iron Voice представило дублированную версию трейлера гангстерской биографической драмы «Мудрые парни» (The Alto Knights) от кинокомпании Warner Bros. с Робертом Де Ниро в двух главных ролях.

Филипп Марков

КультураМир

8358

03.02.2025

Бабродвиж в Иркутске: ток-шоу «Новые горизонты», викторина «Тайны земли Иркутской» и спектакль «Собака на сене»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 4 по 9 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11967

03.02.2025

The Day the Music Died — памяти Бадди Холли

«Давным-давно... Я все еще помню Как та музыка заставляла меня улыбаться» Дон Маклин «American Pie» «День, когда умерла музыка» — так в Америке называют день авиакатастрофы, произошедшей во вторник, третьего февраля 1959 года, в Айове близ Клир-Лейка.

Эля Берковская

КультураИсторияМир

4356

03.02.2025

Голубоглазый бильярдист Голливуда. К 100‑летию Пола Ньюмана

Обладатель самых голубых глаз в истории кино и кумир миллионов женщин второй половины XX века...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7465

27.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дудука звук целебный», спектакль «Белоснежка и семь гномов» и мастер-класс «Городской ночной пейзаж»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 28 января по 2 февраля у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

13632

27.01.2025

Как личная обида стала культурной доктриной в Бурятии

Документальный фильм «Бурят в европейском кино» режиссёра Артёма Бурлова, посвящённый судьбе советско-французского актёра бурятского происхождения Валерия Инкижинова, стал лакмусовой бумажкой для проверки отношений власти и искусства в Бурятии.

Виктор Кулагин

КультураПолитикаСкандалыБурятия Иркутск

15045

25.01.2025

«Золотая маска 2025»: «Восемь женщин», «Халхин Гол» и толпа дипломантов

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов сезона 2023‑2024 года.

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

17343

24.01.2025

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Примадонны», концерт «Барокко при свечах» и программа «Байкал космический»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 21 по 26 января у иркутян есть возможность посетить мастер-классы, спектакли и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15610

20.01.2025

Лица Сибири

Таевский Борис

Наумов Николай

Самаринов Андрей

Харитоненко Павел

Шутенков Игорь

Куранов Александр

Халикова Мадина

Якубовский Александр

Гришкевич Евгений

Тюменцев Валерий