Иркутская культура минус Гимельштейн
В культурной среде Иркутска - небывалый скандал. Уволен, по прошествии всего тринадцати месяцев после назначения, директор Областного художественного музея Александр Гимельштейн.
Собственно, скандал раздувает в первую очередь сам объект административного решения и его многочисленные сторонники.
Не следует забывать, что господин Гимельштейн добрых двенадцать лет возглавлял одну из старейших газет Сибири - "Восточно-Сибирскую правду", а также был и остается председателем областного Союза журналистов. Соответственно, как минимум в силу корпоративной солидарности, журналистское сообщество скорее на его стороне, чем на стороне коммунистического министерства культуры.
Между тем интерес вызывает не сам факт увольнения - само собой, Александр Владимирович не останется без работы и средств к существованию - а его причина. В мае 2015 года по-тихому, без шума и пыли, была отправлена в отставку Елена Зубрий, возглавлявшая музей с 1983 года. Это увольнение обошлось без скандала, хотя, в отличие от Елены Зубрий, Александр Гимельштейн - историк по образованию, и к изобразительному искусству вряд ли имеет какие-либо отношение.
Примерно того же мнения придерживается малоизвестная иркутская писательница Валентина Сидоренко, которую по какой-то причине цитируют местные СМИ:
"Я не понимаю, почему вообще убрали Елену Зубрий, которая была там от начала до конца, хорошо знает искусствоведение и сделала очень много для музея. Александр Гимельштейн совершенно пришлый человек, который очень мало знает об искусстве. Он избирательно тенденциозен. В прошлом году, например, была выставка "Алиса в стране чудес". Благодаря его тенденциозности были полностью забыты наши иркутские художники. Каждый должен заниматься своим делом. Он журналист, а художественный музей требует к себе очень серьезного внимания и отношения."
Льюис Кэролл на пару с ботаником Владимиром Сукачевым от такой тирады однозначно вздрагивают в гробах.
Причина, по которой тогда еще губернатор Сергей Ерощенко назначил "своего" директора музея, никогда не афишировалась. В политических кулуарах ходят слухи о неком "спасении кошелька Гимельшейна", но подробности, как всегда, остались в тайне.
Сам Александр Гимельштейн разразился в своем Фейсбуке гневной филиппикой в адрес министра культуры Ольги Стасюлевич, которую имеет смысл как минимум оставить в назидание потомкам:
"Дорогие друзья. Глупость человеческая не знает границ.
Вот вам и доказательство этого тезиса.
Как вы видите, распоряжение было подготовлено настолько конспирологически, что даже исполнителем указана сама министр культуры - видимо, набирала на клавиатуре, долго от непривычки.
Итак, госпожа Стасюлевич меня уволила. В соответствии со специальной "директорской" статьёй Трудового кодекса, позволяющей делать это без каких-либо оснований.
Мне сказано: претензий по работе ко мне нет, а если есть иные претензии, то она их не озвучит.
На её взгляд, человек, которого она, цитата, "подобрала на это место" лучше справится с руководством музея.
Ответом на мою реплику о том, что меня поддерживает коллектив и значительная часть иркутского общества была, буквально, ухмылка.
Теперь коротко о подоплёке.
Итого: моего увольнения страстно и политически мотивированно давно хотели министр Стасюлевич и руководитель аппарата губернатора и правительства Чернышов.
На мой взгляд, с губернатором Левченко и с ним же, как первым секретарём обкома КПРФ, был, до сегодняшнего дня, вполне рабочий диалог, во всех моих ипостасях - и музейщика, и председателя Союза журналистов, и издателя газеты "Восточно-Сибирская правда", и завкафедрой, профессора ИГУ.
Предположить, однако, что он не в курсе принятого решения, и не анализировал его последствия, крайне сложно.
Завтра я буду готов ответить на вопросы всех желающих.
Для меня важны ваша поддержка и ваше мнение."
Учитесь, друзья, профессиональной манипуляции словами у старого комсомольского работника.
В чем, однако, безусловно прав господин Гимельштейн - это в своих сомнениях относительно Ольги Стасюлевич. Министр культуры - человек однозначно умный, культурный и образованный. Но, как уже неоднократно было замечено, у нее абсолютно нет своей точки зрения на региональную культуру. Фактически она является тенью Сергея Левченко, что, конечно, похвально, но вряд ли достойно уровня министра.
Как следствие, объяснение Ольги Стасюлевич по поводу увольнения Гимельштейна прозвучало скорее как оправдание, если не детский лепет:
"Перед художественным музеем стоят задачи не только по сохранению достигнутых бывшими руководителями музея результатов по показателям посещаемости и доступности музейных экспозиций, но и по возрождению научного направления музейной работы, искусствоведческого подхода к изучению хранящихся в музее экспонатов и формированию его экспозиций."
Учитесь говорить кратко и непонятно.
Особую пикантность скандалу, безусловно, придают теплые отношения Александра Гимельштейна с экс-губернатором Сергеем Ерощенко в пору его губернаторства, а также тот факт, что директором областного художественного музея Гимельшейна назначил именно Ерощенко. В этом смысле увольнение Гимельштейна более всего напоминает сведение счетов, правда, почему-то отсроченное на девять месяцев. Впрочем, причину отсрочки придумать нетрудно - наверняка в коммунистическом активе сразу не нашлось адекватной кандидатуры на такое хлебное место.
Но, может быть, вопрос вовсе не в политической, а в профессиональной сфере?
Достаточно уважаемый в музейной среде директор музея "Тальцы" Владимир Тихонов выразился в этом смысле однозначно:
"Последнее время я с печалью смотрю на работу ИХМ. Идет в буквальном смысле его разрушение. Я уверен, что на место руководителя должен быть назначен человек, напрямую связанный с искусствоведческой деятельностью. Во-первых, я, как руководитель крупного музея, вижу, что понижаются стандарты обслуживания посетителей. Что такое введение волонтерского движения в ИХМС? Это подражание западу. Волонтеров привлекают тогда, когда не хватает собственных кадров. Но в художественном музее очень много специалистов высочайшего класса. Именно они должны доносить до посетителей музея истории экспонатов, видение автора. Не волонтеры, которые даже не имеют профильного образования. Российский посетитель музея очень грамотен. Ему нужен профессиональный экскурсовод.
Второе – это выставки. Мы наблюдаем, что в последнее время они идут не за счет богатейших фондов самого музея. В Иркутском музее сделали ставку на привозные экспозиции. Причем даже не всегда оригиналы. Такими действиями просто отбивается вкус у публики.
Третья беда – это спонтанный подход к формированию выставок на потребу пиара. Недавно некоторые работы вывесили на первый этаж. Ценнейшие работы. Таким образом они должны были бы стать доступнее для зрителя. Но их вывесили на сквозняке, в помещении, где невозможно поддерживать постоянную температуру. А часть этих картин реставрировалась даже в Эрмитаже. К произведениям искусства так относиться просто нельзя.
И последнее, я считаю, что музей – это в том числе и своеобразное научное учреждение, где ведется научная работа. Поэтому подход в этой работе нужен научный. Именно такого подхода в художественном музее не стало." (цитируется по МК-Байкал)
Учитесь говорить пусть и длинно, но по делу. Правда, по поводу грамотности российского посетителя музеев господин Тихонов явно преувеличил, но это мелочи.
Александр Гимельштейн не оставил мнение Владимира Тихонова без ответа, правда, сделав это не столь деликатно:
"Короткое обращение к директору областного государственного музея "Тальцы" Тихонову. То, что вы по команде, как шавка, кусаете меня за штанину — чёрт с вами. Но то, что вы оскорбляете областной художественный музей — вы подонок."
Сильно.
Коллега Александра Гимельштейна, известный историк Иван Козлов считает, что причиной увольнения директора музея стал скандальный фильм, в котором тот якобы глумится над произведениями искусства. Фильм, как обычно, никто не видел, но осуждают. Судя по всему, губернатору показали не сам фильм (к созданию которого Александр Гимельштейн никак не причастен), а непонятного происхождения короткую четырехминутную нарезку из него, которая, действительно, выглядит не очень.
Однако, отстранившись от мнений авторитетов, нельзя не признать, что, при всей специфике его характера, Александр Гимельштейн всегда был хорошим организатором. И Художественный музей с его приходом начал заметно меняться. Все-таки при Елене Зубрий музей напоминал скорее покрытую мхом усыпальницу культурных ценностей, хаотично приобретенных еще со времен Сукачева там и сям. Как неоднократно отмечалось не только иркутянами, хваленая коллекция Художественного музея на самом деле представляет собой бессистемный набор произведений разного уровня - от действительно шедевров мирового уровня до откровенной халтуры.
Александр Гимельштейн вдохнул в это болото некую свежую и смелую струю, создавая экспозиции на сегодняшний лад. Согласитесь, современному человеку несколько ближе "московский концептуализм" Кабакова или соц-арт Комара и Меламида, чем поднадоевшие еще со школы портреты кисти Ивана Репина.
И вот в этом, думается, и зарыта собака. Ведь людям, компетентным в современном околокультурном устройстве Иркутской области, известно, что министр культуры Ольга Стасюлевич - это лишь вывеска. А в реальности всей культурой управляет лучший друг губернатора Левченко, эпохальный сибирский поэт Владимир Смирнов, более известный под кличкой Скиф. Именно Скиф, в лучших традициях тридцатых годов, написал обличительное письмо по поводу Гимельштейна в адрес губернатора, где рассказал всю правду.
У Скифа давние счеты с Гимельштейном и всей его командой. Третьеразрядный художник-оформитель, он долгое время прозябал в массовке иркутской культуры, пока наконец удачно не женился на родной сестре супруги покойного классика Валентина Распутина, она же дочь не меньшего классика Ивана Молчанова-Сибирского. Тут, как говорится в известном анекдоте, карта и пошла. В новое время Скиф быстро поймал суконно-посконный православный стиль, именно с которым и стал советником губернатора по вопросам культуры.
А теперь поставим рядом законодателя культурных мод, жгущего глаголом сердце губернатора и его семьи Владимира Смирнова-Скифа, и любителя современной живописи Александра Гимельштейна, который к тому же не скрываясь посещает синагогу. И ответим себе на вопрос: кто кого?
Вот именно.
Фото: Марк Рыбак