AVE, Пилигримы!
Проезжая мимо Театра Пилигримов, я каждый раз давала себе слово однажды посетить хотя бы один спектакль. Однако дальше вялого энтузиазма дело не шло: порассуждав о субъективности искусства, арт-хаусе и разностороннем развитии личности, мы с друзьями покорно шли в более привычные, «раскрученные» театры.
Логика проста: большой зал – значит, есть спрос, есть спрос – значит, качественный продукт. И здание Пилигримов с его камерной сценой, безусловно, уступало в размахе другим государственным театрам Иркутска. По молодости мы еще не видели разницы между «никто не ходит» и «не всем подходит».
Премьера рок-оперы «Страсти по Марии», как и многое другое, наверняка прошла бы мимо меня. Но приглашение от человека, мнению которого я доверяю, убедило, что пора восполнить этот позорный для театрала пробел.
Практически полный зал ТЮЗа внушал оптимизм; мы с подругой с восторгом отметили нескольких гостей, которых до сих пор нам приходилось видеть только «по ту сторону ямы». Хороший показатель, учитывая, что «Марию» давали уже в третий раз.
Декорации также порадовали. Все в лучших традициях рок-опер: просто, глубоко и функционально. Создатели спектакля были настолько уверены в качестве музыкального и литературного материала, что даже не посчитали нужным отвлекать внимание яркими тряпками (чем иногда грешат режиссеры даже лучших театров).
То, что происходило в последующие полтора часа можно смело охарактеризовать простым словом: нокаут. Культурный шок от непонимания того, где мы были раньше и как могли такое пропустить?! Впечатление усиливало и то, что несколькими днями раньше мы посетили другую премьеру, громкую и распиаренную – но обернувшуюся, на мой взгляд, полным провалом. Наблюдая за судьбой и болью Марии, я поймала себя на мысли, что творческому руководству некоторых иркутских театров самое место в первом ряду. С конспектами.
«Страсти по Марии» уникален тем, что заставляет переосмыслить все, что казалось незыблемым. Все знают, что Дева Мария родила Иисуса Христа от святого духа. Это так же очевидно и не требует доказательств, как дважды два – четыре.
И вот парадокс: сколько книг, картин, фильмов посвящены делам Божьего сына, его жизненному предназначению и страшной судьбе. Но ни в одном из известных мне источников даже не попытались проследить дальнейший земной путь Богородицы! Как она жила? О чем мечтала? Что чувствовала, зная, что растит свое дитя ради мучительной смерти для искупления грехов незнакомых ей людей? И чем можно считать ее смирение: слепым фанатизмом или глубокой искренней верой?
Артисты Театра Пилигримов копнули мощный культурный пласт, до сих пор мало изученный. Их Мария – не Богородица с иконы, а Женщина. Мать, живущая с нескончаемой болью от осознания скорой потери ребенка. Как передать, как показать смятение ее души – и не скатиться при этом в банальность или пошлость? Задача, казалось бы, практически невыполнимая. Но для профессионалов невозможного мало. А секрет успеха прост: яркие неоднозначные образы, сюжет, дающий простор для полета фантазии… И душа спектакля – музыка, напоминающая, что не одним «Экстравертом» жив иркутский рок.
Фото: https://www.instagram.com/natalia_viva_la_cuba