Выставка произведений иркутской живописи из коллекции А.Иващенко
9 марта в 17.00 Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля представляет открытие выставки произведений иркутской живописи из коллекции А.Иващенко в рамках проекта "Художник - коллекционер - зритель".
Собрание живописи иркутских художников - это часть большой и разнообразной художественной коллекции Александра Иващенко, предмет его особых пристрастий и забот. В экспозиции выставки ярко проявились давно определившиеся вкусы и предпочтения собирателя. Именно поэтом, при всем разнообразии имен, возрастов и творческих особенностей художников создается ощущение внутренней логики и цельности. Зритель не найдет здесь умозрительных построений и заумных концепций. Разных мастеров, любимых Александром Иващенко, объединяет эмоциональная, чувственная и просто красивая живопись, а главное - живое и образное видение мира. В каждой картине заключена особая энергия, возбуждающая глаз и чувство. Жизнь во всей ее полноте и сложности предстает здесь - от безмятежности до трагедии.
Душевное потрясение, даже шок вызывают картины Бориса Десяткина. Именно они стали доминантой выставки. Искажая, даже разрушая предметный мир, художник выплескивает на нас свою боль за сломанные детские судьбы, свою тревогу за будущее всего живого. Он превращает в фантасмагорию камерные пейзажи старого Иркутска и своим пронзительным, все понимающим глазом глядит на нас со своего автопортрета.
Та же острота восприятия присуща Николаю Вершинину, но у него резкость выражения чувств уступает место большему самоуглублению. Свою философию жизни с ее драматическими конфликтами он раскрывает через повышенную экспрессию цвета и сложность динамичных композиционных построений.
Особо значимое место в коллекции Иващенко по праву принадлежит произведениям А.Ф.Рубцова. Глубокий мыслитель и непревзойденный мастер колорита, он как никто другой умеет, показывая нам зримую, чувственную красоту окружающего мира, заставить задуматься о вечном, о незыблемых ценностях человеческой жизни. Ясно, что именно от него идет мощное излучение, питающее уже не одно поколение иркутских живописцев. Именно в этом ключе раскрывает свои способности молодая Ольга Бардина, с ее смелой живописной манерой и незаурядными колористическими данными. Чисто живописное видение мира присуще и Анатолию Пурлику. Его поэтичные натюрморты и пейзажи завораживают благородством цветовых отношений и тонкими нюансами эмоций. В этот ряд можно поставить и Евгения Турунова с его живописными импровизациями.
Один из любимых художников Александра Иващенко, как и всех иркутян, - А.Г.Костовский. Ему доступно все - и тонкая живописность, и смелые декоративные контрасты. Но главное, почему он всегда остается молодым, - это редкая искренность и цельность восприятия, умение радоваться жизни. Свое место в экспозиции занимают работы В.А.Кузьмина. Но если его "фирменные" виды Иркутска всегда узнаваемы, то байкальские пейзажи отличаются особым, свежим и острым видением.
В собрание пейзажной живописи вошли интересные вещи таких мастеров, как В.С.Рогаль, Е.С.Симонов, В.И.Лапин, Н.П.Башарин. Целой серией этюдов, написанных в разные годы, представлен В.В.Тетенькин. Мы еще раз убеждаемся, что его чистое и светлое искусство - это глоток свежего воздуха, заряд положительных эмоций для современного человека, уставшего от забот и треволнений жизни.
Очень интересно видеть на выставке малоизвестные или совсем незнакомые вещи. В начале творческого пути были написаны А.И.Вычугжаниным представленные этюды. Но их создала рука большого мастера, легко и виртуозно. Точно положен каждый мазок, ясно передана индивидуальность каждой модели - будь то старик, ребенок или юная экзотическая мексиканка. Ранняя работа его ученицы Г.Е.Новиковой - портрет Ирины Федчиной - датирована 1973 годом. Уже тогда художница не боялась писать человека в упор, вводя его в прямой контакт со зрителем. Притягательность работы - в мощной совместной энергетике автора и модели, в сочетании внешней статики и внутренней динамики.
Не ярко выражена, а только намечена в коллекции А.Иващенко другая линия в живописи, идущая в стороне от основной и как бы ее оттеняющая. Она представлена картинами Геннадия Кузьмина и Альбины Цыбиковой. Абстрагированные от суетной повседневности, они несут в себе утопическую красоту, щемящее чувство ее призрачности, невозможности воплотиться в реальность.
Пока еще инородно смотрятся в экспозиции работы молодых А.Сурикова и П.Ончукова с их причудливой игрой фантазии, иронией и самоиронией. Но коллекция продолжает расширяться, собиратель с интересом и пониманием относится к тому, как и над чем работают художники Иркутска, а значит, впереди открытие новых имен, новых явлений в искусстве.