«Декабристы» в ИМТ: Премьера с большой буквы

22 и 23 мая Иркутский музыкальный театр заставил вспомнить свои лучшие времена.

После закрытия занавеса зрителей, после предыдущей премьеры «Женихов» несколько настороженно заполнивших зал, посетило подзабытое чувство гордости, поводом для которой стал мюзикл «Декабристы», впервые показанный на иркутской сцене в эти два вечера. Кто‑то утирал слёзы, кто‑то теребил отбитые ладоши, кто‑то вспоминал столь же громкие премьеры минувших лет – «Юнону» и «Авось», «Русский фантом», «Поединок», «Секрет её молодости», «Алые паруса»…

Примечательно, что до 22 мая 2021 года событийные постановки в новейшей истории театра ассоциировались исключительно с фамилиями двух режиссёров – Натальи Печерской и Сусанны Цирюк. Теперь место в этом почётном списке по праву заняло ещё одно имя – 33‑летнего главного режиссёра Башкирского государственного театра оперы и балета Филиппа Разенкова. Впрочем, обо всём по порядку.

Мюзикл «Декабристы».

Композитор Евгений Загот.

Автор идеи и пьесы Карина Шебелян.

Автор стихотворных текстов Алина Байбанова.

Мировая премьера состоялась 14 декабря 2016 года на сцене Свердловского театра музыкальной комедии.

Начнём с главного в музыкальном театре – музыки. 44‑летний выпускник композиторского факультета Московской консерватории Евгений Загот – один из самых «ставящихся» сегодня в России современных авторов. Названия его мюзиклов «Винил», «Робин Гуд» и «Волшебник изумрудного города» красуются на афишах музыкальных театров Красноярска, Калининграда, Северска, Барнаула, Краснодара, Иваново, Хабаровска.

Более того, композитор уже дважды становился номинантом премии «Золотая маска» – за «Винил» в Красноярском музыкальном театре и за «Капитанскую дочку» в театре Алтайском. «Капитанскую дочку» нам видеть и слышать не довелось, а вот что нашли эксперты «Маски» в музыке «Винила» мы, честно говоря, так и не поняли.

Что касается «Декабристов», то в них Евгения Михайловича основательно пошвыряло по жанрам и стилям от Прокофьева и Хачатуряна до Уэббера и современной попсы. По ходу действия не покидает ощущение, что начинающий автор в одном из первых своих произведений решил вывалить на слушателя всё, что замыслил, обучаясь в консерватории. В результате жанр произведения неопределим – то ли это опера в стиле мюзикла, то ли мюзикл в стиле оперы. Разношёрстность музыки серьёзно утомляет, зато можно развлечь себя распознаванием цитат из других композиторов, благо недостатка в них нет.

И всё же, хоть опера-мюзикл Евгения Загота не производит впечатления цельного произведения, не отметить некоторые яркие и мощные моменты в музыке нельзя. Жаль только, что они торчат из спектакля, как жерди из аккуратного заборчика вокруг палисадника.

Для тех, кто не был на спектакле, сюжет пересказывать не будем – статьи Википедии «Восстание декабристов» и «Трубецкой Сергей Петрович» вам в помощь. Те же, кто в курсе произошедших 14 декабря 1825 года исторических событий, не могут не задаться вопросом – зачем посвящать спектакль весьма спорному персонажу, предавшему как своего государя, так и соратников по восстанию, виновному в гибели сотен людей и по непонятной причине столь почитаемому в Иркутске.

Судя по всему, режиссёр иркутской постановки Филипп Разенков предвидел подобные вопросы и попытался оправдать Трубецкого по максимуму. Вплоть до того, что чуть не оставил его в Сибири после амнистии. Почему чуть? Потому что финал спектакля открыт – зрителю предложено самому додумать, остался ли главный герой рядом с могилой жены, чтобы упокоиться рядом с ней, или вновь не сдержал слово и выбрал более комфортное окончание своего существования.

Основная ставка в постановке сделана на любовь – Каховского к Софи, неразделённость которой в результате и привела к трагедии, Екатерины к Трубецкому, благодаря которой последний остаётся в живых, ну и Трубецкого к Екатерине, которая не столь видна, но из‑за которой он, якобы, и «повернул оглобли» в сторону от Сенатской площади. Трактовка неоднозначная, поскольку не совсем понятно, для чего Трубецкой вообще полез в тайное общество, если так безумно любил жену, что не был готов ни потерять её, ни оставить вдовой.

Напомним, в анонсе предстоящего театрального сезона от августа прошлого года мы довольно скептически отнеслись к идее постановки «Декабристов» в Иркутске. Главной проблемой виделось то, что действие мюзикла разворачивается в Санкт‑Петербурге, заканчиваясь на моменте ссылки главного героя в Сибирь, и к иркутской истории декабристов отношения практически не имеет. Не знаем, наша ли публикация натолкнула руководство ИМТ и авторов на дополнения в пьесе, или сами догадались, но так или иначе неувязка была исправлена. Был дополнен текст, введён новый персонаж «Трубецкой в старости», добавлены сцены в Сибири, а режиссёр настолько мастерски переплёл время, сюжет и места действия, что сюжетная линия выглядит очень цельной и логичной.

Филипп Разенков в принципе продумал действие до мелочей. Спектакль на редкость грамотно выстроен и связан единой невидимой нитью от первой до последней ноты, а «скрытые смыслы» в виде разворачивающейся «через зал» пушки или непомерно высокого для Николая царского трона вызывают неподдельное восхищение.

За десять лет, прошедших после окончания ГИТИСа, режиссёр Разенков уже успел заявить о себе в полный голос. Мюзиклы «Римские каникулы», «Безымянная звезда» и «Фома» в Новосибирске, оперы «Орлеанская дева», «Царская невеста», «Дон Жуан» в Уфе, оперетты «Герцогиня. G» и «Бокаччо» в Уфе и Екатеринбурге, внежанровая «Жар‑птица. Песни о войне» в Северной столице…

Уже из названий постановок видно, что режиссёр не ищет лёгких проторенных путей и не зацикливается на каком‑либо одном жанре, а «Золотая маска» за лучшую режиссуру и ещё две за лучший спектакль говорят о признании не только у зрителей, но и в сообществе критиков.

Неотъемлемой частью успеха иркутских «Декабристов» стала сценография Елисея Шепелёва. И если от Разенкова, зная его постановки, мы ожидали качественной работы, то имя Шепелёва стало открытием. Да, его декорации смотрятся не столь богато и масштабно по сравнению с оформлением «Декабристов» в Свердловской музкомедии от заслуженного художника России Игоря Нежного. Но не в этом счастье «Декабристов» в Иркутске. Их счастье – в стильности, мобильности и потрясающем вплетении в спектакль.

Немалую роль в красоте картинки сыграл свет, о знаковой роли которого в Иркутске стали подзабывать. Заслуга ли в этом художника, режиссёра или всей команды, мы не знаем, но нас это и не интересует, мы лишь констатируем факт – получилось красиво.

Как ни странно, не будет у нас и критических замечаний по звуку, по крайней мере по первым двум премьерам. То ли звёзды сошлись, то ли и здесь режиссёрская магия подействовала. Если бы ещё и актёры всегда выходили на сцену с включенными микрофонами, но об этом пока можно лишь мечтать.

Кстати, об актёрах. Ещё один признак крепкой режиссёрской работы – равноценные составы исполнителей. Объясняется это просто – при постановках такого уровня, когда интересен материал, чувствуется масштаб и режиссёру удаётся увлечь коллектив, последний сливается в единое целое и на премьеру выходит одним мощным кулаком.

Поэтому выделять кого‑либо из актёров бессмысленно, за исключением, пожалуй, слишком уж выбивающихся одного из Трубецких и одной из вдовствующих императриц. В первом случае молодому Никите Мещерякову откровенно не хватило мужественности, глубины и характера, во втором заслуженная артистка Любовь Полякова с её бездушием и врождённой холодностью так и не заставила публику поверить в её материнские чувства, без которых смысла в появлении на сцене не было. К сожалению, при распределении ролей в театре не учли, что Любовь Ивановна рождена играть королев, но отнюдь не матерей.

Отдельные аплодисменты хормейстерам и артистам хора (особенно мужской его части), которые с блеском справились с нетривиальными задачами, поставленными композитором.

Что касается проблем с интонированием у одних вокалистов и непокорённых высоких нот у других, то почему‑то дирижёр-постановщик Виктор Олин пустил эти проблемы на самотёк по принципу «публика – дура, и так сойдёт». Семь месяцев прошло с момента начала репетиций до премьеры, но времени на решение своих непосредственных задач главному дирижёру ИМТ не хватило. Видимо, поклоны репетировал.

Впрочем, и здесь не всё столь трагично – со своей задачей оркестр справился на пять баллов.

Единственное действительно слабое звено спектакля без каких-либо оговорок – хореография Алины Мустаевой, выпускницы Уфимского института искусств и хореографа Башкирского академического театра драмы.

Похоже, молодой хореограф, до этого ставившая танцы и пластику исключительно в драматических театрах, просто растерялась от масштабов постановки перед толпой солистов, хора и балета. Может, поэтому режиссёр во время сцены бала вытащил артистов хора в зрительный зал? Потому что на сцене им не нашли применения? Другого объяснения этой «находке» нам найти не удалось, поскольку от происходящего на сцене (а там в этот момент находились три главные пары спектакля) зрители были напрочь отвлечены и впустую крутили головами, разглядывая хоровых красоток, вместо того чтобы следить за развитием отношений героев. Не говоря уже о зрителях балкона, которым происходящего в партере не видно, и которые так и не поняли, куда все подевались.

Впрочем, мы уже излишне придираемся к мелочам, без которых, наверное, не обойтись, но которые, будем справедливыми, меркнут на фоне общей мощи постановки.

Мы снимаем шляпы перед Филиппом Разенковым и Елисеем Шепелёвым, поздравляем театр с достойной работой и робко надеемся, что времена «Венских встреч» и «Барышень‑крестьянок» миновали навсегда, а перерывы между премьерами с большой буквы «П» в Иркутском музыкальном будут не столь продолжительными.

О спектакле Иркутского музыкального театра «Светлое будущее» читайте в нашем материале:

Без предрассудков, или «Светлое будущее» Музыкального театра

Фото: Eva_VK / vk.соm/irkutskmusicaltheater

URL: https://babr24.info/irk/?IDE=214743

bytes: 11262 / 10442

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3454 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

5953

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8989

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8662

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11117

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6066

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5807

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12944

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11583

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22116

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16052

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24473

01.03.2024

Лица Сибири

Шпрах Владимир

Венгер Виталий

Авдеев Дмитрий

Говорин Борис

Батоев Биликто (Биликто-лама)

Деньгина Наталья

Гуртовой Юрий

Дмитриев Владимир

Хомич Альбина

Стрельченко Мария