"Русская сила": попытка издания иллюстрированного национал-патриотического журнала в Иркутске

С началом 90-х годов неизменным явлением в общественной и политической жизни нашей страны стали разнообразные «национал-патриотические» группы и объединения. Хотя в настоящее время «национал-патриотизм» (шире - национализм) не определяет содержание отечественной политики, тем не менее, он превратился в значимый фактор, который нельзя игнорировать.

В научной литературе на сегодняшний день, несмотря на обилие толкований, термин «национал-патриотизм» до сих пор остается спорным и не выработано единой точка зрения. Существует достаточно много определений данного явления в современной России: например, «крайне правые», «националисты», «нацисты» и прочее.

Абстрагируясь от многолетней дискуссии (что, в свою очередь, может являться темой отдельной работы), мы используем понятие «национал-патриотизм» как рабочее определение разнообразных групп, течений, прежде всего понимая под ним самоназвание, принятое большинством их представителей. «Национал-патриотическое» движение мы определяем как совокупность разнообразных групп, объединений, общность лиц, так или иначе использующих националистический дискурс.

В Иркутске представлен достаточно широкий спектр «национал-патриотических» течений и групп самых разнообразных форм. Здесь это движение можно охарактеризовать как некую среду, которая крайне неоднородна по своему составу. Она объединяет группы, общества, совокупность разнообразных лиц на основе общих идеологических представлений, а точнее – использующих националистическую риторику. «Национал-патриотическая» среда Иркутска начал складываться в начале перестройки. Как определенное умонастроение, идейно-политическая позиция, круг единомышленников – еще раньше. И связано это было прежде всего с именами крупных общественных деятелей, признанных лиц: писателей, поэтов, художников.

Одной из особенностью «национал-патриотического» движения Иркутска стало то, что оно в основном не получил организационного оформления и существует в достаточно аморфном виде. Поэтому «национал-патриотическую» среду трудно охарактеризовать в организационных категориях. Отдельные группы, организации регулярно появляются, исчезают и носят в целом эфемерный характер. Сюда входит не очень многочисленный, но деятельный слой активистов, несколько авторитетных и влиятельных лидеров, находящихся друг с другом в весьма сложных взаимоотношениях.

В связи с этим важнейшую консолидирующую и объединяющую функцию (кроме идеологической) стали выполнять «национал-патриотические» издания, которые занимают значительное место в областных и городских. В Иркутске можно назвать несколько таких «национал-патриотических» изданий. Это прежде всего газеты «Литературный Иркутск» (издававшийся до 1993 г.), «Земля» («Родная земля»), «Русский Восток» - с 1992 г. [1] и «Терминатор» - с 1997 г. и журнал «Русская сила» (издававшийся с 2000 до 2002 г.).

Примечательно, что первым представителем новой, «свободной» прессы в городе стала «национал-патриотическая» газета «Литературный Иркутск» (в 1987 г). Возможно, что этот случай был одним из первых и во всероссийском масштабе. Это свидетельствует как о потенциале части иркутского общества, так и о ее политической и идеологической направленности.

В данной статье мы рассмотрим достаточно периферийное издание «национал-патриотического» спектра - «молодежный патриотический» журнал «Русская сила». Это издание имеет определенную специфику и некоторые отличия от остальной «национал-патриотической» прессы (однако все же по нашему мнению являясь ее неотъемлемой частью). Во-первых, потому что это был единственный журнал такого рода в Иркутске. Являясь иллюстрированным с очень хорошей полиграфией, а соответственно дорогим, «Русская сила» был рассчитан на достаточно узкую определенную аудиторию. Во-вторых, потому что издавался Комитетом по молодежной политике администрации Иркутской области на государственные деньги. С этим изданием связаны имена таких известных русских писателей как В. Распутин и В. Крупин.

Начало выпуска журнала «Русская сила» связано с тем, что в декабре 2000-го года Комитет по молодежной политики Иркутской области (КМП) организовал молодежный Форум «Будущее Прибайкалья». Непосредственным организатором выступил руководитель КМП А. Беломестных. Цель сводилась к тому, чтобы объединить усилия власти с усилиями молодежи и начать подготовку Концепции молодежной политики в области. «Отвергнув «Моральный кодекс строителя коммунизма», российское государство не создало ничего нового, и страна заболела острой морально – нравственной недостаточностью» [2] .

В рамках Форума по тематическим разделам организовали секции, которые занимались обсуждением различных вопросов. Одним из руководителей секции «Духовно-патриотическое воспитание в процессе гражданского становления молодежи» стал будущий главный редактор журнала «Русская сила» И. Кушелев. Для полноценного освещения всей проделанной работы выпустили в том же году журнал «Сибирь молодая», который проиллюстрировал работу Форума, в нем опубликовались материалы, выработанные в процессе обсуждения.

Редактор включил в этот журнал две свои статьи: «Надо делать то, что должен», «Жил и такой парень – Сергей Васильев». Вторая посвящена военным действиям в Приднестровье (где, кстати, принимал участие и сам автор) и рассказывает об участии иркутских казаков в этом конфликте [3] . В первой же статье И. Кушелев (под псевдонимом Евгений Березкин) публикует интервью с иркутянином С. Смеховым, который являлся одним из защитников Дома Советов в октябре 1993 года [4] . Здесь автор не только представляет точку зрения интервьюера, но и дает собственную оценку происходивших событий. Он крайне отрицательно характеризовал новый установившийся в начале 90-х гг. политический режим. Существующая власть, по его мнению, «пришедшая к власти путем военного переворота» , является незаконной. Кроме того, Е. Березкин констатирует, что фактически с приходом к власти «ельцинистов», победу одержали евреи.

Примечательно, что еврейская тема, впрямую практически больше будет не упомянутая в следующих номерах изданий. Однако, евреи и еврейство, как это видно из интервью главного редактора И. Кушелева, часто фигурируют в его ответах как основная причина бед и несчастий «русского народа». В частности, было заявлено, что сейчас «существует три страны, которыми открыто правят евреи. Это Америка, Израиль и Россия» [5] . По словам И. Кушелева, именно евреи виноваты в распаде Советского Союза, они пришли к власти незаконным путем. Поэтому «это государство по сути своей незаконно, значит суд не представляет собой власти, суды незаконны, все законы, Конституция незаконны» [6] .

В КМП было решено продолжить выпуск издания, для чего в законе «О бюджете Иркутской области на 2001 г.» предусматривалось финансирование в размере 2 млн. 400 тысяч рублей. При регистрации оказалось, что журнал «Сибирь молодая» существует в Новосибирской области, поэтому пришлось менять первоначальное название на «Русскую силу». Редактором нового журнала стал И. Кушелев, работавший до этого журналистом, корреспондентом в различных печатных изданиях. Также большую идейную роль в организации и основании журнала сыграл писатель В. Г. Распутин, хотя прямую поддержку, по словам главного редактора, он не оказывал [7] . На вопрос какова была роль В. Г. Распутина в издании журнала, И. Кушелев сказал, что «во многом идея «Русской силы» – это его идея. Но Распутин живет в Москве, поэтому о прямой поддержке говорить не приходится. Он не вошел в редколлегию РС, хотя ему предлагали. По-моему, Распутин сначала просто не верил в журнал, а уже после, когда он стал известен, активно защищал «Русскую силу» [8] .

Новый журнал (фактически продолжение «Сибири молодой») был зарегистрирован в Восточно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении Мининформпечати РФ 30.03.2001 под названием «Русская сила». В его редсовет вошли: Беломестных А. (руководитель областного КМП), Козлов В. (главный редактор иркутского журнала «Сибирь»), несколько журналистов и священнослужителей.

Журнал «Русская сила» определили, с одно стороны, как «молодежный патриотический». С другой стороны, само название адресует его русскому населению – определенной этнокультурной группе (т.е. изначально заложена этническая информация в виде этнонима «русская, русский»). Представители журнала не скрывали своей идеологической направленности.

В построении структуры журнала редакторы не придерживаются какой-либо устойчивой модели. Определенные тематические разделы, целые рубрики, претендующие на постоянное существование, могли и не включаться в каждый номер. Из них можно назвать такие, как «КМП (Комитет по молодежной политике)», «Светлое и темное», «Собор», «Русич», «Пресс-папье», «Тлевидение». В целом по рубрикам необходимо отметить, что большинство материалов написано в художественно – публицистическом жанре. Во многих материалах было добавлено мнение редактора в основном в виде комментария, который печатался после основного текста. Для стиля этих публикаций была характерна высокая степень эмоциональности. В целом направленность журнала определялась религиозными, национальными, духовно-нравственными вопросами.

Угроза нравственности рассматривается как «тлетворное» влияние Запада (подразумевается прежде всего Америка). Спасение от нравственного разложения, по мысли приверженцев журнала, можно найти только в духовных ценностях [9] , которые смогут противостоять этому негативному влиянию. А духовные ценности понимаются через призму православного мировоззрения.

Главными принципами журнала являлись: «…ясная духовно-патриотическая позиция» [10] и соблюдение православных догм во всем. Хотя официально Иркутская епархия к изданию «Русской силы» не имеет никакого отношения, были приглашены священники, которые составили часть редколлегии. По словам главного редактора, они «играли незаметные роли, давали советы в своей компетенции» [11] . Журнал с самого начала приобрел религиозную направленность и более трети всех публикуемых материалов имело отношение к православной церкви, вопросам религии, духовным ценностям.

Сами сторонники журнала комментируют такую позицию весьма своеобразно. «Согласно существующему законодательству, в современной РФ все вероисповедания равны. Но как христианин я никогда не признаю, что перед Богом равны Православие и иудаизм, Православие и католицизм, православие и сектанты. Этого никогда не признает моя совесть, о свободе которой также говориться в законодательстве. И ведь если завтра в Госдуме примут какой-нибудь закон о том, что нельзя быть христианами, так что же нам – подчиниться ему что ли?!» [12] . Интересна в данном случае точка зрения А. Беломестных (как руководителя Комитета по молодежной политике и одного из самых активных сторонников журнала). «Кто не со Мною, тот против меня», - сказано Иисусом Христом. Он ясно разделяет человечество на две неравные группы: одни – христиане, а другие – антихристиане. Тут нет никакой середины общественности – атеистов или, скажем, эквилибристов. Наше же духовное начало – от Отца Небесного. Поэтому мы и говорим, что Бог с нами, а не с ними» [13] . Мы видим, что определена совершенно четкая позиция по поводу «духовности», делается идентификация с православием. Более того, возрождение России, по мнению И. Кушелева, происходит «за счет «воцерковления народа» [14] . Сами сторонники «Русской силы» рассматривают журнал как православный, целиком идентифицируют себя с этой религией. Соответственно все материалы проходили через призму догматических православных норм.

В целом, можно сказать, что для журнала характерны две составляющие: национальная (этнокультурная), как идентификация с русскими, и религиозная, как идентификация с православным вероисповеданием. Сделанные выводы в целом подтверждаются и статистическими данными. Из общего количества проанализированных публикаций, что составляет примерно 105, большая часть (около 24 %) составляют материалы так или иначе связанные с православной тематикой. 22% публикаций посвящены проблемам нравственности, духовности российского общества. На третьем месте (примерно 20%) – «национал-патриотическая» (этнокультурная) тематика, связанная с размышлениями о судьбах русского народа и о его роли в государстве. Сюда же мы относим публикации, имеющие некоторую ксенофобскую, интолерантную направленность. Правда откровенно ксенофобских материалов мало и они составляют незначительную часть. Критике современных СМИ посвящено 10% материалов, военным конфликтам – в основном в Приднестровье и Чечне – 8%.

Нужно сказать, что сторонники журнала «Русская сила» термин «национал-патриотизм» они считают во многом дискредитированным и сами не определяют себя таким образом. Слово «патриотизм» более уместно в их понимании применительно к собственной идеологии ( «в смысле любви к своему Отечеству, любовь русских к России» ). По мнению И. Кушелева в обществе, прежде всего, должны выражаться интересы большинства граждан, т. е. русских, должно быть приоритетное обеспечение их прав. «Национальная самоидентификация - единственный путь для возрождения любого народа, проживающего в России» [15] .

По нашему мнению расмматриваемый журнал нужно характеризовать прежде всего как «национал-патриотическое» издание. В нем выражена совершенно четко этническая направленность (не только главного редактора), утверждение превосходства, исключительности определенной этнокультурной группы, формирование ярко выраженного образа врага. Все материалы журнала «Русская сила», интервью с сотрудниками можно посмотреть в контексте противопоставления «Мы» - «Они». Происходит совершенно четкое деление на «Нас» и «Не Нас» (определяющим этому разделению является этнокультурная составляющая). В соответствии с этим четко происходит определение «врагов» (Запад, евреи и пр.). Объем материалов, посвященных формированию негативного образа врага, занимает значительное место от общего количества материалов. Таким образом, для журнала «Русская сила» характерны те особенности в идеологии и пропаганде, которые присущи «национал-патриотическим» печатным изданиям. Это позволяет нам отнести рассматриваемое издание к категории «национал-патриотической» прессы и рассматривать в контексте региональных подобных изданий.

Журнал «Русская сила» просуществовал всего чуть больше года (издано шесть номеров за 2001 год). С марта 2002 г. «Русская сила» перестала выходить. Связано это было с тем, что 18 декабря 2001 г. состоялось заседание комиссии Законодательного собрания Иркутской области по регламенту, мандатам, депутатской этике, связям с общественными объединениями и средствами массовой информации, председателем которой является А. В. Романов. По его настоянию комиссия решила исключить из бюджетного финансирования на 2002 г. «молодежного патриотического» журнала «Русская сила. «При рассмотрении бюджета КМП (А. Романов – А.С. ) с удивлением выяснили, что в перечне мероприятий молодежной политики предусмотрено финансирование некоего журнала «Русская сила»… Так вот, на издание этого журнала «Русская сила», который к русскому народу имеет такое же отношение, как «Русский алюминий» и «Русское радио», было предусмотрено 2, 5 млн. рублей. Журнал издается тиражом 2000 экземпляров и выходит 1 раз в месяц, то есть 6 раз в год. Естественно, сумма совершенно несуразная» [16] . А. Романов обвинял журнал в «православности», и оперировал заключением экспертизы Счетной палаты администрации Иркутской области о нецелевом использовании средств Комитетом по молодежной политике. По мнению главного редактора «Русской силы» А. Романов выступил против журнала потому, что в нем были опубликовали материалы, которые задевали его интересы. «Я думаю, что он обиделся на журнал. Дело в том, что еще в «Сибири молодой» было опубликовано интервью с защитником Дома Советов – А. Смеховым, и А. Романов в нем упоминается. Это во многом разрушило его миф о защите им Дома Советов» [17] .

Специалисты Контрольно-счетной палаты Иркутской области сообщили после проведенной проверки, что в деятельности КМП замечены серьезные нарушения, основное из которых - незаконное ведение издательской деятельности. Согласно федеральному законодательству, выпускать подразделение региональной администрации не имеет права издавать книги, буклеты, периодические издания, а может только тиражировать материл. Между тем 62% средств, выделенных на деятельность центра в 2002 году, было затрачено именно на издание буклетов и выпуск методических изданий, содержание которых не совсем соответствует направлению работы комитета. В основном это религиозные статьи и листовки [18] .

В итоге журнал «Русская сила» был закрыт, но редакционной коллегией решено было зарегистрировать журнал как всероссийский. В 2002 году выпустили разовое издание «Русской силы» тиражом, в несколько раз превышающее первоначальное (а по некоторым данным 29,3 тыс. экз.) [19] . И. Кушелев пояснил, что «…когда не стало финансирования «Русской силы», мы выпустили «Русскую силу-2». Мы применили юридический ход: журнал имел уже другое название и вышел повторным тиражом в 999 экз. То есть с юридической стороны все было чисто» [20] . Кроме того, при поддержке КМП была выпущена газета, которая первоначально называлась «Парапет», а со второго номера – «Остров Юности». Газету выходила как областная молодежно-просветительская, и издана была в качестве информационно-методического материала. По словам И. Кушелева, посредством издания этой газеты «мы думали выйти к новому журналу», многое не получилось, ушла актуальность и номера вышли «легковесными» . Одной из причин он назвал провокацию со стороны противников журнала «Русская сила», и как следствие – «огромное давление на КМП» [21] . После этого издательская деятельность этого коллектива прекратилась.

По поводу закрытия «Русской силы» произошло бурное обсуждение в администрации Иркутской области и даже вызвало некий резонанс в прессе (комментарий был опубликован преимущественно в «национал-патриотических» изданиях) [22] . В газете «Русский Восток» на протяжении нескольких номеров публиковались материалы по этому делу. «Еще более похабным нужно назвать попытку прекратить выпуск молодежного патриотического журнала «Русская сила», пожалуй единственного (!) журнала для молодежи в России, который пытается помочь молодым людям стать ответственными гражданами и патриотами России. Подобные решения депутатской комиссии иначе как подрывными не назовешь, и не только по смыслу их мотивов и целей и в силу потребностей общества, но и с точки зрения тех российских официальных документов, которые определяют государственную политику в отношении национальных интересов русского народа, патриотического воспитания молодежи, в общем контексте концепции национальной безопасности России» [23] . В газете «Терминатор» А. Романов отстаивал собственную точку зрения. «Видимо, этим решением (закрытие журнала «Русская сила» - А.С. ) оказались недовольны многие, кормящиеся около данного журнала. Во всяком случае, после этого появился целый ряд заказных статей в газете «Русский Восток» [24] .

Далее эта дискуссия была продолжена в Интернете на иркутском региональном сайте «Бабр». В процессе дискуссии определилось достаточно четкое разделение на сторонников журнала и его противников (резко осуждающих издание «Русской силы»).

Вызванный резонанс в СМИ показал, что у журнала достаточно многочисленные и активные сторонники, которые продолжительное время выступали в его защиту даже после закрытия «Русской сила». Само по себе это явление достаточно уникально, поскольку сам по себе журнал выходил небольшим тиражом и являлся достаточно дорогим изданием, часть тиража просто не распространялась. Предполагалось, что аудитория «Русской силы» была незначительной и издание имело небольшое влияние в иркутском обществе.

Осенью 2003 г. дискуссия переросла в судебный процесс. Редактор журнала И. Кушелев и КМП подали иск редактору сайта «Бабр.ру» Д. Таевскому о защите чести, достоинства и деловой репутации в связи с критическими материалами, опубликованными на сайте «Бабр». Сторона истца апеллировала главным образом к тому, что публикация опорочила «единственный молодежный патриотический журнал в РФ». Суд, рассмотрев дело, вынес решение об отказе исковому заявителю. В областных и городских СМИ этот процесс оценивался как противопоставление в идеологическом плане демократических сил, с одной стороны, и «национал-патриотических», с другой.

На сегодняшний день сторонники журнала «Русская сила» активно не проявляют себя. Часть авторов публикуется в других изданиях, в том числе в иркутских «национал-патриотических».

Подводя итог, необходимо отметить, что в Иркутске существует довольно большое количество разрозненных разнообразных групп, группировок, течений, объединяющихся в том числе и вокруг «национал-патриотического» издания. Несомненно, что это среда неоднородна как и по своему составу, так и по идеологическим принципам. Однако, на наш взгляд, одним из таких центров явился КМП, возглавляемый А. И. Беломестных (до 2003 г.), и журнал «Русская сила» (главный редактор - И. Кушелев). Отчасти подтверждает это тем, что КМП мимо выпуска журнала занимался активной работой по изданию разнообразных пособий по воспитанию, рекомендаций, методической литературы, в которых главное внимание уделялось вопросам «патриотизма» (фактически – «национал-патриотизма») и православия [25] .

В то же время журнал «Русская сила» явился попыткой на государственные деньги издавать журнал явно религиозной и узкоэтнической направленности. Фактически инициатива выпуска такого издания исходила от государственной структуры, и его финансирование было включено в областной бюджет. Журнал издавался на государственные деньги и не скрывал своей ангажированности, что фактически являлось прямым нарушением закона. Государственные чиновники, причастные к «Русской силе» не скрывали идеологической направленности, открыто пропагандировали свои идеи, хотя использовали все возможные государственные ресурсы для этого. Они открыто поддерживали подчеркнуто идейно-политически ангажированный журнал не имея на это права. Можно констатировать, что таким образом «национал-патриотическая» идеология может находить и находит отклик в государственном аппарате Иркутской области, несмотря на то, что регион является полиэтническим и поликонфессиональным и задача властей прежде всего должна быть направлена на стабилизацию сложной межнациональной обстановки.

Александр Сафьянников, научный сотрудник АНО ИЦ "Внутренняя Азия"

Примечания

[1] Подробнее об этом см.: Дорохов Д. А. История формирования отношения к мигрантам в современной иркутской прессе (1987-1999) / Дисс. канд. ист. наук. Иркутск. 2003.

[2] Беломестных А. И. Если не мы, то кто? // Русская сила. 2001. №5. С. 1.

[3] Кушелев И. Жил и такой парень – Сергей Васильев // Сибирь молодая. декабрь 2000 г. С.34-42.

[4] Березкин Е. Надо делать то, что должен // Сибирь молодая. декабрь 2000 г. С.16-19.

[5] Интервью Сафьянникова А. с И. И. Кушелевым от 23.05.2004 // Архив автора.

[6] Там же.

[7] Интервью Сафьянникова А. с И. И. Кушелевым от 22.05.2003 г. // Архив автора.

[8] . Интервью Сафьянникова А. с И. И. Кушелевым от 23.05.2004 // Архив автора.

[9] См., например: Беломестных А. И. Вопрос остается открытым // Русская сила. 2001. №6. С. 1; Беломестных А. И. Если не мы, то кто? // Русская сила. 2001. № 5. С. 1; Пасынков В. Крайнее право самозащиты // Русская сила. 2001. №2. С. 64-65.

[10] Кушелев И. И. Наша сила – в любви к Отечеству // Патриотизм. Духовность. Нравственность: Мат. Научн-практич. конференции / Обл. б-ка им. И. П. Уткина. Иркутск. 2001. С. 76.

[11] Интервью Сафьянникова А. с И. И. Кушелевым от 23.05.2004 // Архив автора.

[12] Кушелев И., Беломестных А. И. Я вовсе не скрываю убеждений // Русская сила. 2001. №2. С. 5.

[13] Там же.

[14] Пресс-конференция представителей журнала «Русская сила» 24-12-2002 - 27-12-2002// Артур Дан (авторский проект). 14.01.2003.

[15] Там же.

[16] Романов А.В. Пресса области нуждается в нашей поддержке // Терминатор. 28 января 2002. № 3. С. 1.

[17] Интервью Сафьянникова А. с И. И. Кушелевым от 23.05.2004 // Архив автора.

[18] Не богом едининым // Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Иркутской области. 23.04.05.

[19] Там же.

[20] Интервью Сафьянникова А. с И. И. Кушелевым от 23.05.2004 // Архив автора.

[21] Там же.

[22] См., например: Степанов А. Русофобия иркутского самурая // Русский восток. 7-14 января 2002. № 1. С. 3; Антон Романов беснуется // Русский восток. 18-24 марта 2002. № 12. С. 1; Романов А.В. Пресса области нуждается в нашей поддержке // Терминатор. 28 января 2002. № 3. С. 1.

[23] Степанов А. Русофобия иркутского самурая // Русский Восток. 7-14 января 2002. № 1. С. 3.

[24]Терминатор. 28 января 2002. № 3 (110). С.1.

[25] См., например: Основы русского патриотизма / Беломестных А., Коженков С. А., Зернов А. Н., Бильговская Н. В.: ОГУ «ЦСИУМ». Иркутск. 2001; Образование и церковь: сб. документов / Составитель Макаров С. Г.: ОГУ «ЦСИУМ». Иркутск. 2001.

URL: https://babr24.info/irk/?ADE=22417

bytes: 24973 / 24951

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Лица Сибири

Андреева Мирра

Макушенко Елена

Таевский Борис

Шмидт Сергей

Боровский Олег

Струглин Герман

Часовитин Владимир

Короткова Алла

Бредний Вадим

Ковалева Альбина