Пошла плясать губерния! «Мёртвые души» в Иркутском музыкальном театре

Господи, какая чертовщина приснилась.
Из спектакля ИМТ «Мёртвые души»

В какие-то немыслимо сжатые сроки Иркутский музыкальный театр умудрился поставить «Мёртвые души» Александра Пантыкина: ту самую легендарную лайт‑оперу от того самого дедушки уральского рока. Премьера масштабной постановки состоялась 9 и 10 декабря.

Достоверно известно, что между первой читкой пьесы и днём премьеры прошло менее месяца. Чего стоил этот безумный марафон участникам постановки и работникам производственных цехов театра, можно только гадать. А ещё можно спросить у руководства ИМТ: к чему такие жертвы, господин и дамы? В чём смысл подобного издевательства над своими сотрудниками?

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

Выбор произведения руководством ИМТ мог показаться не совсем логичным. По крайней мере, какого‑либо знакового повода не наблюдалось. Как, например, в случае постановки «Старшего сына» к юбилею Вампилова. Юбилей же Гоголя, да и то относительный – 215 лет, – будет отмечаться лишь в 2024 году.

«Мёртвые души» написаны композитором Пантыкиным и либреттистом Константином Рубинским без малого 14 лет назад и уже были поставлены в Екатеринбурге, Сыктывкаре, Краснодаре и Красноярске. То есть Иркутский музыкальный в очередной раз и с большим опозданием «догоняет» другие театры страны.

Но если вспомнить, где в своё время не слишком успешно служил нынешний главный дирижёр ИМТ Виктор Олин, то картина более‑менее прояснится. Ведь именно в Екатеринбурге «Мёртвые души» Пантыкина были впервые поставлены в 2009 году к 200‑летию классика русской литературы. Служил Олин до трудоустройства в Иркутске и главным дирижёром Краснодарского музыкального театра, репертуар которого также украшают «Мёртвые души».

Так почему бы, как говорится, не пойти по протоптанной тропинке, поставив хорошо знакомое произведение, которое не потребует от дирижёра-постановщика каких‑либо титанических усилий.

Впрочем, оставим на время Олина с его приспособленческой логикой, которой пытаются править непомерные амбиции. В конце концов, то, что репертуар ИМТ украсился одним из лучших произведений XXI века, каковым, вне всяких сомнений, являются «Мёртвые души» Пантыкина и Рубинского, не может не радовать. Пусть позднее других, пусть без особого повода, но актёры получили возможность сыграть, а иркутяне увидеть и услышать эту блестящую лайт‑оперу, преподнесённую в Иркутске как мюзикл-фантасмагория.

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

С жанром, кстати, у «Мёртвых душ» отдельная история. Композитор окрестил своё творение лайт‑оперой, которая в Свердловской музкомедии превратилась в «гоголь‑моголь», в Сыктывкаре – в «гоголюцинации» и, наконец, в Иркутске – в «фантасмагорию».

Не сказать, что самый остроумный вариант, но уход от «лайт‑оперы» совершенно оправдан, ибо любое упоминание на афише слова «опера» автоматически отсекает от числа потенциальных зрителей львиную долю иркутян. Особенно после недавней премьеры «Старшего сына».

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

За 14 лет жизни и пять постановок различными режиссёрами в разных театрах и городах «Мёртвые души» ни разу не провалились. Более того, везде они крепко держатся в репертуаре и пользуются успехом у зрителей. Секрет кроется в самом произведении: бессмертном сюжете Гоголя, остроумнейшем и в хорошем смысле хулиганском либретто Рубинского и соответствующей им музыке Пантыкина, как говорится, на все вкусы: здесь тебе и поп, и рок, и классическая опера.

С творчеством дедушки уральского рока иркутяне познакомились впервые, хотя им написано множество произведений для музыкального театра. А вот Константин Рубинский хорошо известен в столице Прибайкалья по блистательным либретто к мюзиклам Владимира Баскина «Сирано де Бержерак» и «Секрет её молодости» (в оригинале – «Средство Макропулоса»).

Благодаря тандему талантливых людей на свет появился мюзикл, который заставляет зрителей смеяться, удивляться, восхищаться, вспоминать героев других произведений Гоголя, Библию, и даже Салтыкова‑Щедрина, цитировать после спектакля «Давненько я не брал в руки шашек», «Мелко, милый, мелко», «Редкая лошадь долетит до середины Днепра», «Я ещё рисую недурно» и, конечно, напевать «Пойдёт плясать губерния», «Двести тысяч капиталу», «Наважденье, искушенье», «Ведь мы давно душевные друзья» и «Вот до чего доводит Гоголь».

А главное, вынуждает посмотреть спектакль вновь, поскольку с одного раза осознать в полной мере всё увиденное и услышанное невозможно. Как довольно непросто и испортить пантыкинские «Души» плохой постановкой. По крайней мере, у ИМТ, как и у других театров до него, сделать этого не получилось, несмотря на все старания дирижёра-постановщика.

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

Ставить всю эту фантасмагорию в Иркутск была приглашена команда из Минска в лице режиссёра, художественного руководителя театра «Территория мюзикла» Анастасии Гриненко, её супруга-хореографа, руководителя, но не художественного, и, к слову, ведущего актёра той же «Территории мюзикла» Дмитрия Якубовича, сценографа, главного художника Белорусского музыкального театра Андрея Меренкова и художника по костюмам Юлии Бабаевой. Команда неразлучная и в России, не говоря про Беларусь, хорошо известная.

Интересно, что в сезоне 2007-2008 года Гриненко и Якубович пробовали силы в Свердловской музкомедии, где в то же время служил Виктор Олин. Видимо, оттуда и протянулась ниточка к нынешней постановке. Связывает иркутского дирижёра с белорусскими постановщиками и то, что ни у того, ни у других карьера на Урале не задалась.

Анастасия Гриненко и Дмитрий Якубович в студии программы «Утро России. Иркутск»

Конечно, признание режиссёра в эфире программы «Утро России. Иркутск» о том, что она впервые «осилила» поэму «Мёртвые души» лишь перед началом работы над иркутским спектаклем, с третьей попытки и благодаря тому, что в книге было «много картинок», не сулило зрителям ничего хорошего. Да и в целом рассуждения Анастасии Гриненко о произведении и постановочном процессе не впечатлили.

Тем радостнее было осознать на премьере, что спектакль у тандема Гриненко-Якубович получился. Более того, он получился самобытным и не похожим на прежние постановки в других театрах.

Да, не успели выпустить полноценных два актёрских состава, но тут сами виноваты, что пошли на поводу и согласились на безумно короткие сроки.

Да, немного раздражают подписи на экране, призванные пояснить «недалёкой публике» места действия: «Гостиница в уездном городе NN», «Имение Ноздрёва», «Губернаторский бал». Зачем же так убивать зрительскую фантазию, ребята? Зритель всё же не дурак, да и Гоголя в большинстве своём прочитал гораздо раньше режиссёра. Хорошо ещё, что не подписали «Чистое поле» при встрече Чичикова с Лизой. Или, прости господи, «Крепостная экспедиция» в сценах с чиновниками.

За посаженных в мусорные баки чиновников постановочной группе отдельная благодарность.

Да, спорное решение с экраном в финале, из‑за которого потерялась атмосферность и не выстроилась цельная картинка. Мелькающие видеокадры отвлекают внимание, зритель безуспешно пытается разглядеть видео не самого лучшего качества. Если уж так хотелось показать Русь, то можно было ограничиться фотографиями, в идеале – иллюстрациями произведений Гоголя с его автографом.

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

Но всё это мелочи, чтобы, скажем так, критикам было к чему придраться. В целом же уровень постановки соответствует уровню произведения и уж точно не уступает «Мёртвым душам» других театров.

Нет нигде, кроме Иркутска, ни целого хора Гоголей, ни картонных детишек четы Маниловых. Непонятно только, для чего театру целых две детских студии, если детей приходится из картона вырезать.

Ну а то, что использована стрежневская находка из екатеринбургского театра с большой шахматной доской, на которой герои «бьются» в шашки и на которой поёт куплеты Ноздрёв, то чего же хорошей идее пропадать почём зря. Николай Покотыло в Красноярском музыкальном тоже не устоял, соблазнился, так чем мы хуже?

Сцена Ноздрёва в Иркутске (слева) и Екатеринбурге (справа)

К слову, шахматная доска – не единственное, что роднит спектакли в Екатеринбурге и Иркутске. Если вы послушаете постановку Свердловского театра музыкальной комедии, то между трактовками маэстро Нодельмана и недомаэстро Олина вы не найдёте даже двух отличий. Это значит, что в музыкальном плане Виктор Олин попросту скопировал то, что слышал в Екатеринбурге, не привнеся ничего от себя. А ведь собственный взгляд на произведение и его трактовка – это то, для чего в музыке существует дирижёр.

А ещё дирижёр в музыкальном театре нужен для того, чтобы свести оркестр, хор и солистов в единый ансамбль. Мы же все два премьерных вечера наблюдали игру «поймай жест маэстро», в которую были вовлечены все участники спектакля – и в яме, и на сцене.

Господин Олин, когда у вас в музыкальном номере вступает раньше положенного такта один солист, то это, скорее, его проблемы. Но когда у вас в ансамбле вступают не вовремя все солисты, а хор в это время не знает, кого ловить – вас, солистов или музыкантов, то это, как ни крути, проблемы ваши.

Тому, что оркестр в очередной раз «отгромыхал», напрочь заглушив ключевые фразы подзвученных, на секунду, солистов, удивляться не приходится. Не впервой, как говорится. Но иногда складывалось впечатление, что за дирижёрским пультом – шпион-вредитель, совершенно не чувствующий пьесу и преднамеренно строящий козни тем, кто на сцене пытается её сыграть и спеть.

Отношение к происходящему последних ярко проявилось на финальных поклонах, когда только слепой мог не заметить, насколько воодушевлённо актёры приветствовали выход на сцену хореографа и режиссёра и как прохладно они встретили появление из‑за кулис самовлюблённого шарлатана дирижёра.

Сцена из спектакля «Мёртвые души»

В спектакле занята практически вся труппа театра, и очень хорошо видно, что все они без исключения играют на кураже, получая удовольствие и передавая позитивно-энергетический заряд в зрительный зал.

Что касается автора этих строк, то он наконец‑то избавлен от затруднений при ответе на вопрос, какую из последних постановок нужно непременно посмотреть в Иркутском музыкальном театре.

Фото: imt38.ru, muzkom.net

URL: https://babr24.info/irk/?IDE=242974

bytes: 11380 / 10192

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3454 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

5953

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8989

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8662

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11117

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6066

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5807

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12944

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11583

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7305

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22116

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16052

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24473

01.03.2024

Лица Сибири

Хасанов Геннадий

Хомич Альбина

Распопина Ирина

Полонин Андрей

Тарасков Геннадий

Агапитов Михаил

Татаринов Андрей

Саркисян Аркадий

Чемезов Сергей

Ощерин Леонид