Людмила Цветкова: Мне не стыдно за балет!
За пять лет главный балетмейстер Иркутского музыкального театра Людмила Цветкова выявила во многих танцорах скрытый потенциал. И изменила отношение к иркутскому балету.
"Танец может рассказать о человеческих страстях. Но чтобы их показать, необходимо раскрыть каждого артиста".
"Простить могу все, кроме творческого предательства"
- Почти десять лет вы были солисткой Иркутского музыкального театра. Почему решили сменить свое "амплуа" и стать балетмейстером?
- Сначала художественный руководитель театра Наталья Печерская предложила мне преподавать в театральном училище, где одновременно я занималась постановками. В театре первая моя серьезная работа в качестве балетмейстера - рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Потом был балет "Сотворение мира". Так получилось, что к тому времени из театра ушел балетмейстер. И мне предложили взять труппу.
- Говорят, что за труппу вы взялись жестко, буквально перевернули все порядки.
- В театре сложилась традиция: все внимание одному - двум ведущим солистам. А труппа всегда была где-то в тени. Я поставила задачу: сделать так, чтобы пусть по чуть-чуть, но солировали все артисты. Балет - одно из самых травматичных искусств. Но тех, кто им занимается, это не пугает. Для артиста важно другое - знать, для чего он приходит на репетиции, ведет изнурительную работу. И мне удалось заинтересовать своих ребят. Теперь у них глаза горят. Они полны идей. И занимаются с энтузиазмом.
- Вы считаете себя строгим руководителем?
- Нет, порой я бываю даже чересчур мягка. Хотя иногда делаю резкие замечания. Приходится.
- Что вы можете, а что нет простить своим артистам?
- Простить могу все, кроме творческого предательства. Когда начинаешь работать с человеком, достигаешь каких-то результатов, а он потом останавливается. Все меньше появляется на репетициях. Еще не люблю бездельников и тех, кто прячется за другими.
- А тех, кто уезжает в другие театры?
- С одной стороны, я понимаю, когда хочется чего-то большего. С другой стороны, обидно, потому что вложено столько сил и энергии. Но это жизнь.
- А в Иркутск едут?
- Редко. Мы слишком далеко находимся от хореографических училищ. И потом, все стремятся на запад, поближе к столичным театрам, где престижнее и платят больше. Поэтому редко когда удается соблазнить работой молодых артистов. Хотя я рада, что костяк в иркутском балете сегодня есть.
Актер - глина в руках балетмейстера
- Когда приходите с утра на репетицию в балетный зал, где перед вами пустое пространство и полусонные артисты, с чего начинаете?
- На репетицию прихожу подготовленной на 90%. Все остальное - импровизация. Предварительная подготовка идет ночью. Вместо того чтобы спать, я обдумываю постановку. Так что сначала у меня внутри рождается интерес, а потом я им заражаю других.
- Вы требуете от артистов того, что можете сделать сами, или у вас есть идеал, к которому стремитесь?
- Наши идеалы не ложатся трафаретом на исполнителей. Когда я ставлю авторскую вещь, то должна раскрыть индивидуальность каждого артиста. К сожалению, к актерам приклеиваются амплуа. А я помогаю избавляться от них. Возьмите, например, балет "Танго ночи". Каждый номер выстроен под конкретного артиста, а не просто придуман мной.
- А от актеров ждете профессионального мастерства даже в танцах или все же делаете им скидки?
- Да, индивидуальные поблажки приходится делать. С актерами мне помогает работать репетитор Тамара Алексеева. Именно она доводит до ума все движения с исполнителями.
У Цветковой мужчины танцуют на пальцах
- В чем, на ваш взгляд, особенность иркутского балета?
- Маленькая, мобильная, на четверть профессиональная труппа вытягивает спектакли высокого уровня. В прошлом году Генриху Майорову, известному хореографу-постановщику, я привезла видеокассету с "Золушкой". Он просмотрел и сказал: "Балет хороший. Но как ты умудрилась поставить "Золушку" с такой труппой?" По большому счету мы провернули аферу, потому что для этого балета требуется много исполнителей и высокий профессиональный уровень.
- В этом балете вы отдали роль мачехи Юрию Щерботкину. Актер танцевал женскую партию на пуантах. Идею у Михайловского подхватили?
- Это и не Михайловский придумал. Многие балетмейстеры используют такой прием, когда мужчины танцуют на пальцах (в балете танцевать на пальцах позволяют специальные тапочки или туфельки с очень твердым носком - пуанты. На пуантах, или на пальцах, танцуют в основном женщины - Ред.) У Юры уже был опыт исполнения женской роли, правда, он не стоял на пуантах. И потом, такую сильную, жестокую и деспотичную женщину, как мачеха, не может воплотить на сцене миниатюрная балерина.
- Кстати, многие зрители замечают, что наши балерины стали гораздо стройнее. Это субъективный взгляд, или на самом деле девушки похудели? Что вы с ними делаете?
- Ничего особенного. Просто у девочек появилось больше работы. Когда балерина востребована, у нее меньше проблем с лишним весом. Я это по себе знаю. Хотя не могу сказать, что довольна формой всех своих артистов.
- В Музыкальном театре ставят в основном классический балет. Нет ли желания поставить нечто современное?
- В нашем репертуаре есть рок-балет "Серебряная нить". Музыку к спектаклю сочинили ребята из популярной в городе рок-группы "Extrovert" (в прошлом "Стихия"), а я написала либретто. "Танго ночи" - это тоже современная хореография. Но у нас нет возможности часто ставить балеты. Всего один раз в сезон. А от классики уходить далеко нельзя. Мы - театр, где зрители приобщаются к высокому искусству.
- Вы упомянули, что к нам танцоры идут неохотно. А что нужно, чтобы вырастить свой классный балет?
- Профессиональные педагоги и репертуар, на котором можно держать форму. Я прикрываю своими идеями непрофессионализм некоторых ребят. Зрителю каких-то серьезных огрехов не видно. Но наметанный глаз всегда определит недостатки в выступлениях.
- Людмила Львовна, вы обладатель двух престижных премий. А почему иркутский балет, даже по вашим словам, не блещет?
- Я с вами не соглашусь. Там, где иркутский балет бывает с гастролями - Воронеж, Ярославль, Астрахань, Владивосток, его везде принимают на ура. Конечно, до уровня столичных театров нам далеко. У нас нет профессиональных исполнителей. Но могу вполне серьезно сказать: мне не стыдно за свой балет!
Наталья Мустафина