Наш удивительный хор
И верно, хор в Иркутском музыкальном театре впрямь удивительный, поскольку в каждом спектакле предстаёт перед зрителями в новом качестве: от великосветского общества до донских казаков и казачек, и каждый раз радует зрителей чистым и объёмным звучанием, а критика отмечает профессиональный рост исполнителей.
Несомненно, заслуга в этом его руководителей: главного хормейстера Ульяны Чугуевской (отдавшей иркутской сцене почти сорок лет) и молодого хормейстера, украшения его вокального ансамбля, выпускницы музыкального факультета Иркутского педагогического университета Натальи Ладыгиной.
В последние годы состав хора пополнился молодыми певцами. «Это наш золотой фонд, – говорит Ульяна Чугуевская, – его надо беречь и давать молодым зелёный свет».
Музыкальный спектакль – это синтез музыки, пластического и художественного решения и, конечно, пения. Одна из ведущих ролей в опере, оперетте, рок-опере, мюзикле принадлежит хору. Без хора не обходится ни одна массовая сцена.
Слово «хор» произошло от греческого «choros», что означает «толпа, собрание»; то есть хор – это коллектив людей, исполняющий сочинённые для него вокальные произведения.
Участники хора разделены чаще всего на четыре основных голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские), басы (низкие мужские). Хор – многоголосный «инструмент», ему доступны все средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и выразительное фортиссимо; хоровое искусство может передать тончайшие оттенки чувств. В хоре голос каждого певца сливается с другими в едином могучем потоке звучания, подчиняя свою индивидуальность общему музыкальному замыслу. По манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга: академические, народные хоры и, разумеется, хор в музыкальном театре.
Хоровой коллектив нашего театра составляют три десятка певцов. Идут годы, происходит естественная смена поколений, и каждый год хормейстеры ищут новые голоса. Всегда проблема с мужским составом, особенно это ощущалось в «сороковые роковые», когда все мальчики пошли защищать Родину, и в нынешнее время, чему также есть свои основания: небольшая заработная плата, а работа с утра и до вечера; утром – репетиции, вечером – спектакли, и так каждый день. В последние два-три года в хор влилась молодая поросль, выпускники и студенты музыкальных вузов и Иркутского музыкального училища. Но основной костяк хора и его гордость–те, кто отдал театру не один год: Елена Абрамян, Владимир Браништи, Максим Ладыгин, Виктория Хрипкова, Дмитрий Хрипков, Галина Симонова, Михаил Ермейчук, Татьяна Сушко, Ирина Джумок, Марина Иваненко, Светлана Меньшикова (инспектор хора, его заботливая и требовательная «мама»), Людмила Чеканникова, Елена Ерохина, Елена Королёва, и другие.
Солистам хора режиссёры доверяют в спектаклях различные роли, их отличают зрители. Есть и свои «звёзды»: Максим Ладыгин (он же майор милиции), обладатель великолепного тенора, неоднократно становился лауреатом фестиваля «Петербургские зори», проходившего, естественно, в Санкт-Петербурге. У певческой четы Хрипковых подрастают чудные дочурки, которые уже выступают на нашей сцене. Владимир Браништи, исполнитель бардовских и сам автор многих песен, с успехом даёт сольные концерты, у него есть своя благодарная и любящая аудитория. Денис Македонский уже зарекомендовал себя как перспективный вокалист и актёр, успехи делают на актёрском поприще Сергей Шайхулин, Александр Захаров, Михаил Ермейчук и другие.
Воспитанники нашего хора покоряют и мировой музыкальный олимп: на иркутской сцене в составе хора начинал Роман Муравицкий, ныне солист Музыкального академического театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, поющий на сцене Большого театра, на европейских сценах. В качестве артиста хора начинал главный режиссёр Томского театра оперетты Олег Портнягин, в хоре работала Татьяна Захарченко, солистка хабаровской оперетты, главный хормейстер Карагандинского театра музыкальной комедии Наталья Желудкова, в хоре пел любимец иркутских зрителей Александр Айдаров, и таких примеров много.
Так уж повелось, что самые красивые девушки театра – в хоре. Когда они, одна стройнее и краше другой, выходят на сцену, то поневоле залюбуешься: «До чего же хороши! Вот она, краса и гордость России!»
Шекспировской мощью звучит хор в рок-операх «Иисус Христос — суперзвезда», «Юнона и Авось»; элегантно, с каким-то поистине светским шармом выступают артисты хора во французской и венской оперетте: «Сильва», «Баядера», «Фиалка Монмартра», «Летучая мышь» и т. д.; под силу нашему хору замечательные ритмы мюзикла: «Моя прекрасная леди», «Целуй меня, Кэт!», «Человек из Ламанчи»; колоритен хор в музыкальных комедиях: «Бабий бунт», «Проделки Ханумы» – донские казачьи песни, грузинские мелодии звучат озорно и темпераментно. Гимном творчеству Дунаевского звучит хор в одной из последних премьер театра – оперетте «Белая акация».
Артисты хора порой участвуют и в массовых сценах балетных спектаклей: «Щелкунчик», «Золушка» и т. д.
Особенность хора в том, что каждому его исполнителю в спектакле отводится определённая, пусть небольшая роль, каждый певец несёт в себе сюжетный стержень как в музыке, так и в драматургии и пластике. Наш хор не только прекрасно звучит, но и динамичен, темпераментен, хорошо танцует, массовые сцены в мюзиклах и опереттах – просто загляденье!
Наш хор поёт и камерную вокальную музыку, с большой концертной программой выступал на театральном вернисаже в органном зале. А как замечательно, затрагивая самые тайные струны души, поёт вокальный ансамбль в концерте-обозрении песен прошлых лет «Как молоды мы были»! Исполнители – всегда желанные гости в госпиталях и домах ветеранов. К 60-летию Победы хоровой коллектив подготовил концертный цикл «Песни военных лет».
Всегда удивляет хор полётом фантазии в неожиданных и талантливых импровизациях – поздравлениях на творческих актёрских вечерах и бенефисах. На своём же бенефисе артисты показали высокий класс вокального мастерства, который требует от посвятивших ему себя, помимо упорного труда, большой любви к пению, искусству, театру.