Style
С утра ехала в такси, утомляли рекламой: "Читайте сегодня – Игорь Бутман зачастил в Иркутск". Стало приятно, были времена, когда частил к нам "дитя порока" – может, после джазовых визитов местные деятели искусства академического перестанут оправдываться и начнут удивлять. Хотя репутация джазового города у Иркутска была давно: уезжая из Новокузнецка, я слушала восторги местных джазменов - "тебе повезло." А ведь на этой неделе мне и правда повезло: я была на концерте, подобных которому не было в этом городе уже лет двадцать.
Турне Big Band`а – дорогое удовольствие. Концерт Big Bandа – изысканное удовольствие, особенно после бесшабашных рок-концертов, какими хорошими они бы ни были. Как описать джаз? Я ломала над этим голову весь вечер. Как описать музыку, во время прослушивания которой возникает ощущение влажного дерева трости на нижней губе и гладкого кругляша активного клапана под большим пальцем левой руки? Это не ощущение присутствия, это стопроцентное вживление в музыку. И начинать, наверное, надо не с самой музыки, а с тех, кто ее играет. Игорь Бутман – один из тех музыкантов с именем, которые, добиваясь мирового признания, не перестают получать удовольствие от музыки, не перестают играть для себя. Он кайфует на сцене, увлекая за собой зрительный зал, а не томно скучает.
Вспомнилась фраза из одного старенького фильма про музыкантов: "блюз – это воспоминания мужчины о встреченных женщинах". Что такое джаз? Нью-Йоркская певица Дженн Паркер, выступавшая с оркестром Бутмана, "рассказала". Джаз если уж не женская музыка, то музыка про женщин... Но это не воспоминания, это реальность, как бы сказали англичане: Wright here, wright now... Голос леди Паркер, может, и не отличается умопомрачительным диапазоном и силой оперных див, это голос полутонов бордово-коричневого бархата, голем из всех духовых инструментов big bandа – поразительное умение интонировать шепотом, ведя музыкальную линию, как на цепном дыхании, легко, спокойно, раскачивая зал ломаным ритмом. Леди-джаз. Я слушала, ее и в голове невольно возникла параллель, хотя, может быть, и несколько неуместная: вспомнилось интервью с другой Леди – Дженис Джоплин: "Когда я выхожу на сцену, я занимаюсь любовью со всем зрительным залом". Это было... Это было полуночное солнце, высокие каблуки, интеллигентная раскованность, дразнящая и недоступная фигурка, в теплых лучах света источающая тонкий аромат сексуальности. Ты не занимаешься с ней любовью, ты умираешь от желания, сидя на своем месте, не сводишь с нее взгляда, впитывая заводной и чистый голос.
В этот вечер играли классический джаз. Подвижный, с длинными импровизациями и соло, играли музыканты, для которых виртуозное владение инструментом находится на уровне инстинкта... музыканты, которым не дают скучать; в случае с Big Band Игоря Бутмана название "оркестр" как-то неуместно, это именно band, где музыкантам можно выиграться, здесь нет четкой градации первых и вторых партий, за три часа можно было услышать всех. "Сейчас каждый покажет, на что он способен ... ": - небольшая пауза и переход на несколько тонов ниже: - "а ведь не каждый знает, на что именно он способен" - И. Бутман. Маленькие провокации в жизни, на сцене, в музыке. Ирония - в какой-то степени тоже джаз.
Музыкальный критик Кучеренко на пресс-конференции назвал таких музыкантов брендовыми. Бренд - избитое слово, но как в точку. Музыка - это, пожалуй единственная сфера лицедейства, где непрофессионализм не получится списать на экстравагантное авторское мировоззрение. Если даже восторженная девочка Маша, аплодируя, попадает в слабую долю, то на сцене действительно бренд. Я до сих пор не знаю, как лаконично описать джаз, знаю только то, что это интровертивная музыка, к которой применимо афро-американское словечко - "style". У Игоря Бутмана и его бенда, у Дженн Паркер есть стиль, и он мне нравится.