Промоутеры тоже плачут
«Звёзды» не спешат в провинциальный Иркутск
Последние две недели российские фанаты Луизы Чикконе живут в ожидании чуда: в ходе тура в поддержку своего нового альбома Мадонна решила-таки заехать в Москву. Пока американская поп-дива сомневалась, сколько концертов дать в российской столице — один или два, билеты на грандиозное шоу — даже по 25 тыс. рублей — расхватывались с астрономической скоростью. Такой ажиотаж Иркутску может только сниться, признаются региональные промоутеры. Областной центр остаётся провинцией: нет приличной концертной площадки, самых ярких «звёзд» невозможно ангажировать потому, что иркутяне не готовы дорого платить за билеты. Некоторые артисты предпочитают петь на корпоративных вечеринках в Москве, а не «пилить» за 5 тыс. км в город, где после ссылки жили декабристы. Риски промоутерского бизнеса в граде на Ангаре накануне шоу Мадонны в Москве оценивала Елена Лисовская.
«Звёзд» шоу-бизнеса отечественного и импортного производства в наш регион везут, главным образом, экс-кавээнщик из «Иркутских декабристов», а ныне глава объединения «Акимов и компания» Олег Акимов; директор ДК «Современник» из Ангарска Валентин Головачёв; Наталья Мануйлова, занимавшаяся организацией концертов ещё во времена СССР; главный редактор журнала «Афиша Иркутска» Владимир Демчиков и компания «Азия Мьюзик» (основная деятельность — поставки музыкального оборудования. — «Конкурент») в лице директора концертного объединения Алексея Игнатьева. Каждому удалось занять свою нишу и практически не конкурировать друг с другом. Так, Олег Акимов приглашает в основном рок-музыкантов, Владимир Демчиков специализируется на джазовых исполнителях, а Алексей Игнатьев проводит корпоративные мероприятия.
«Горящий» Билан
За год в областном центре проходит несколько десятков концертов. В Иркутске две ключевых площадки — Дворец спорта, рассчитанный на 2200 зрителей, и Иркутский музыкальный театр имени Загурского, где могут разместиться около 850 человек. В летние месяцы фанаты могут наблюдать своих кумиров на стадионе Дворца спорта, вместимость которого 16, 5 тыс. мест. Впрочем, опрошенные «Конкурентом» эксперты говорят, что приличных залов в Иркутске нет, одни помещения. «Музыкальный театр как концертная площадка — мала, нерентабельна. У него своя жизнь, свой репертуар, в который иногда сложно вписаться, — говорит Олег Акимов. — Дворец спорта неплох по рентабельности, но неуютный для концертов». «Во Дворце спорта сложно проводить мероприятия, которые подразумевают роскошный антураж, — считает Владимир Демчиков. — Скорее он подходит для демократичных концертов, к примеру, с участием рок-музыкантов». Алексей Игнатьев уверен, что Иркутску необходима площадка на 5-7 тыс. мест, построенная специально для концертной деятельности. Тогда и билеты стоили бы дешевле, и больше зрителей смогли бы увидеть кумиров воочию.
С момента начала переговоров со «звездой» до её приезда в Иркутск может пройти от нескольких дней до нескольких лет. Ангажемент можно разделить на два вида: региональный промоутер связывается с артистом или его директором и договаривается о проведении концерта, либо организатор тура «звезды» сам ищет промоутеров на местах.
— Два дня назад мне позвонили и сказали: «Срочно! Будешь брать Диму Билана?» — рассказал Олег Акимов. — Получилось вроде «горящей путёвки». Как думаете, брать Билана? Пойдёт народ?
Достать «звезду»
Решающим фактором для артиста, стоящего перед дилеммой, ехать в Иркутск или не ехать, часто становится финансовая сторона. На мой вопрос о том, сколько же стоят «звёзды», собеседники ответили, что «эту сторону предпочитают не комментировать». Впрочем, один сообщил, что речь идёт о тысячах и о десятках тысяч долларов: «Есть «звёзды», которые запрашивают суммы, близкие к 100 тыс. долларов, но для Иркутска такие гонорары проблематичны, их сложно обеспечить без спонсорского участия». «Привезти можно любого артиста, — утверждает Олег Акимов. — Другой вопрос — хватит ли у зрителей денег, чтобы заплатить за билеты». Артист может работать «на гарантию», то есть за твёрдый гонорар, и «на кассу», когда вознаграждение рассчитывается в зависимости от количества пришедших в зал. Сейчас по последней схеме практически никто не работает, все предпочитают гарантии, отмечает Владимир Демчиков.
На мой вопрос, что ещё манит «звёзд» в глубинку, Акимов ответил: «Байкал и особый зритель». «Когда в Иркутск приезжала «Машина времени», у ребят было непременное условие — минимум два концерта, один день — отдых на Байкале и рыбалка, — рассказал глава «Акимов и компания». — Многие промоутеры разыгрывают озеро как козырь». Мой собеседник считает, что в Иркутске — совершенно особенная публика:
— Я объездил много городов, у нас не замороженный, откровенный, нехамский — в общем, хороший зритель. Об этом мне говорили и Патрисия Каасс, и лидер культовой группы «Deep Purple» Ян Гиллан. Глава продюсерского центра «Jazz на Байкале» Александр Филиппов не скрывает, что не последнюю роль в решении «звёзд» посетить Иркутск играет то, что город находится рядом с Байкалом. Кроме того, на фоне общего снижения интереса к джазу в мире в России, а особенно в провинциальной её части, джазовые «звёзды» принимаются «на ура». Владимир Демчиков, напротив, уверен, что Байкал может быть только бонусом, а зритель в Иркутске — такой же, как в Новосибирске, Красноярске, Москве или Читинской области: «Артисты — люди тактичные, поэтому в каждом городе на пресс-конференциях они говорят примерно одно и то же: публика у вас уникальная, нам особенно нравится приезжать в ваш город».
100 кг льда для «Scorpions»
Несмотря на такт, «звёзды» подчас капризны. Содержание списка требований к организации концерта, на слэнге промоутеров — «райдера», порой становится информационным поводом для журналистов. Акулы пера долго шумели по поводу того, что приезжавшая в октябре прима Алла Пугачёва пожелала, чтобы её встретили на вокзале на «Бентли». По счастью, такой в Иркутске имеется, раньше его подавали Аврааму Руссо и блистательной Патрисии Каас. Мои собеседники не смогли припомнить ничего невыполнимого. Хоть и говорят, что райдеры известных групп занимают до 18 страниц. Олегу Акимову как-то пришлось искать 100 кг льда для «Scorpions» и шпинат для других иностранных исполнителей. Шпината в Иркутске нет, пришлось везти из другого города консервированный. «Артисты проводят на гастролях полжизни, поэтому хотят просто комфортных условий. Иногда пишут, что им нужен чистый, хороший номер, горячая вода, чтобы температура не была ниже 19 градусов», — отмечает Акимов. В «Азия Мьюзик» вспомнили, что когда в марте 2005 года группа «Boney M» выступала на льду Байкала в цирке-шапито Юрия Никулина, они потребовали, чтобы температура на сцене равнялась 20 градусам. Поэтому под концертную площадку в целях безопасности пришлось дополнительно намораживать более метра льда.
В райдере Патрисии Каас, которая дала концерт в Иркутске в апреле, есть особое требование — специальная клетка для собаки. Мальтийскую болонку Текилу несколько лет назад певице подарил хороший друг — французский режиссёр Клод Лелюш. Болонка сопровождает француженку на гастролях, она привыкла к перелётам и в самолёте спокойно дремлет в персональном кресле рядом с хозяйкой. Для собачки организаторы бронируют отдельное место. Впрочем, Алексей Игнатьев говорит, что на 90% райдеры «звёзд» совпадают; речь идёт о наполнении гримёрок, фруктах, соках, минеральной воде.
Цена на билеты для каждого концерта высчитывается по-разному. Промоутер складывает все расходы на организацию проекта, большая часть которых приходится на гонорары артистам и перелёты, вычитает из суммы спонсорскую помощь. Исходя из оставшейся суммы (плюс определённый процент прибыли) формируется стоимость билетов. При этом организаторам гастролей приходится на интуитивном уровне определять возможную заполняемость зала. Понятия «рентабельность» в промоутерском бизнесе нет. Доходы все считают по-своему. Распространено мнение, что если удалось продать ползала, то промоутер вышел «в ноль», если продано больше, то речь идёт о прибыли, говорит Игнатьев. «Иркутские фестивали джаз-музыки с участием «звёзд» больших денег не приносят, — заявляет Александр Филиппов. — И пока можно говорить о семейно-дружеском варианте бизнеса».
Промоутерский бизнес — один из самых рискованных, утверждают собеседники «Конкурента». Заранее просчитать успех гастролей практически невозможно. «Промоутерские компании идут на риск, — говорит Владимир Демчиков. — Случается, что они теряют колоссальные деньги, а потом долго не могут выйти из кризиса». В Иркутске нередки случаи, когда промоутерам проиходилось продавать собственные квартиры и автомобили для того, чтобы покрыть затраты на организацию концертов.
«Слабым звеном» может стать и сам артист. К примеру, в Иркутске было сорвано два концерта Валерии. В 2005 году выступлению помешал снегопад, в марте нынешнего года певица подхватила грипп, когда ехала в поезде из Хабаровска во Владивосток. Концерт в Иркутске пришлось отменить, а Валерия ближайшим рейсом отправилась в Москву. Бориса Моисеева, который приезжал в Иркутск весной нынешнего года, недовольные творчеством певца встретили митингом. Кстати, выступления певца пикетировались православными уже в 40 городах России. В результате протестов в Тюмени концерт был отменён.
Более защищён промоутер, устраивающий корпоративные вечеринки. Во-первых, проект будет полностью оплачен из бюджета компании. Во-вторых, такие мероприятия обычно в два-три раза дороже, чем туровые концерты. Вознаграждение промоутера, как правило, — от 3 до 10% от стоимости проекта. Предположим, организация концерта «звезды» оценивается в 1 млн. рублей. Если промоутер берёт себе 5%, то его гонорар составляет 50 тыс. рублей.
Продолжение шоу
Организация закрытых вечеринок для ограниченного круга лиц, получившая такое бурное развитие в Москве, в Иркутске пока не приживается. Хотя не значит, что таковых в областном центре не проводится. Один иркутский бизнесмен, например, на свадьбу дочери заказал «Чай вдвоём». Приезд группы обеспечили.
Некоторое время назад о своём намерении устраивать «закрытые тематические вечера» со «звёздами» заявило руководство Байкал Бизнес Центра (ББЦ). Концерты предполагалось проводить в ресторане центра и конференц-зале, который будет необходимым образом переоборудован. В качестве публики подразумеваются топ-менеджеры и владельцы крупных и средних бизнес-структур Иркутска. Стоимость входных билетов на вечера не сообщается. Но в связи с загрузкой центра на Байкальском экономическом форуме первые такие вечера пройдут лишь в 2007 году, заявили в пресс-службе компании «Гранд Байкал», управляющей ББЦ.
Туровых концертов популярных исполнителей в Иркутске проходит всё меньше, отмечают собеседники. Олег Акимов связывает это с высокой информатизацией поклонников. «Раньше информации об артисте было мало, сейчас всё можно найти на его личном сайте. Много радиостанций, телеканалов. «Звёзды» выступают в ночных клубах и на корпоративных мероприятиях. Мы стараемся приглашать артистов с устойчивым пластом поклонников, к примеру, рок-музыкантов».
Председатель комитета по культуре администрации Иркутской области Вера Кутищева считает, что всему причиной — повышение требований зрителей к тому, что они видят на сцене. «Раньше было много подделок и обмана, начиная с «фанеры», — говорит она. — Сейчас люди стали грамотнее».
Владимир Демчиков, напротив, уверен, что зритель не меняется: «Люди просто привыкают, подсаживаются на классную музыку. В Иркутске уже сложившаяся джазовая публика, поэтому на выступлении биг-бэнда Игоря Бутмана у нас был полный зал, а в Красноярске — нет». Филиппов отметил, что в плане поставки джазовых «звёзд» в последнее время Иркутск является одним из «передовых городов» СФО, хотя безусловное первенство за Новокузнецком.
Так или иначе, Иркутск пока остаётся провинцией даже в гастрольной жизни. Так будет до тех пор, пока в городе не появится современный концертный зал с качественной акустикой, а в карманах иркутян не заведутся деньги, на которые в Сибирь можно будет привезти Мадонну.
В подготовке текста принимала участие Юлия Сергеева