Джазовый революционер Лоран де Вильд
Концерт всемирно известного джазового трио, в котором пианист – писатель, контрабасист – математик, а ударник – натуралист, состоялся в понедельник в столице Приангарья.
Под эгидой фестиваля «Французская весна» в Иркутском государственном музыкальном театре им. Н.М. Загурского выступило трио Лорана де Вильда. И те, кто пришел в этот день на концерт, не пожалели о потраченном времени.
Музыканты играли в прямом и переносном смысле этого слова: друг с другом, с залом и на инструментах, совсем не так, как это принято в классическом джазе. Пианист Лоран де Вильд, например, открыл рояль и зажимал струны руками, создавая необычный звук. Нужно отметить, что он давно заработал славу экспериментатора. Впрочем, два других музыканта – контрабасист Сильвэн Романо и ударник Лоран Робэен не многим ему уступали. Концерт был акустическим, трио исполняло авторские композиции из своего последнего альбома The present и джазовые стандарты. Перед концертом джазмены встретились с журналистами.
Иркутские любители джаза не понаслышке знакомы с французскими музыкантами и потому уже успели отметить легкость подачи и сложность исполняемой ими музыки. Лоран де Вильд как раз является ярчайшим представителем этой традиции.
– В Европе джаз гораздо более открыт, чем в Америке, в нем много различных влияний, он вбирает в себя лучшее из разных стилей музыки, – пояснил музыкант. – В США джаз гораздо консервативнее.
Кроме исполнительского дара, Лоран де Вильд наделен композиторским и литературным талантом. Например, написанная им биография известного джазового пианиста Телониуса Монка была переиздана уже четыре раза, переведена на английский, итальянский и японский языки и отмечена несколькими престижными премиями. Музыкант также пишет тексты к своим композициям, однако собственную биографию излагать не собирается. Ограничивается блогами на своем сайте, где записывает путевые впечатления. В скором времени, по его словам, там должны появиться заметки об Иркутске.
– Если моя биография будет когда-то написана, пусть это сделает кто-нибудь другой, – говорит музыкант. – И желательно после того, как я умру. Но надеюсь, что это произойдет еще не скоро.
Лоран де Вильд родился в Вашингтоне в 1960 году. Однако вырос он во Франции, куда переехал еще в детстве. Юный пианист, помимо занятий музыкой, изучал философию, а в 1983 году выиграл стипендию на обучение в Бруклинском колледже (Университет Лонг-Айленда, Нью-Йорк). Он завоевал признание и как классический джазовый музыкант, и как экспериментатор. В 1990-х годах увлекся электронной музыкой. Изучал хип-хоп, джангл, техно, рэгги. А в 2000 году выпустил свой первый альбом в формате электронного джаза Time 4 Change.
– На протяжении столетий существования джаза в нем постоянно происходили революции, – считает Лоран де Вильд. – Приходили новые музыканты и приносили что-то свое, объявляя тех, кто был до них, старьем. Но начиная с 1980-х годов революции прекратились. А когда появилась электронная музыка, во всех жанрах, в том числе и джазе, начался настоящий бум.
В джаз пришли люди, которые никогда ничего общего с ним не имели: техники, компьютерщики, звукорежиссеры, мастера эффектов. Лоран де Вильд считает, что в 1990-е годы снова в каком-то смысле наступила эпоха революций. И тогда зрелый классический джазовый музыкант начал экспериментировать, что шокировало многих.
– Джаз всегда принимал в себя музыку, которая была вокруг него, и он будет жить, только если станет продолжать что-то заимствовать. Сейчас он стал одним из видов классической музыки, но я считаю, что есть мостик между традиционным джазом и электроникой, по которому я бы хотел перемещаться как можно чаще.
По мнению Лорана де Вильда, джаз – вообще, в некотором роде судьба, и не человек выбирает эту музыку, а она его.
– Богиня джаза сама выбирает для себя людей по всей планете. В Китае или в Сибири сейчас наверняка родился мальчик, который будет очень старательно и хорошо исполнять Баха, но однажды начнет играть джаз. И этот его выбор не будет ни с чем связан в его реальной жизни. У меня нет ощущения, что я выбрал джаз, наоборот – это джаз выбрал меня.
Остальные музыканты трио также случайно пришли в джаз. Например, Сильвэн Романо открыл джаз через контрабас. Он хотел создать рок-группу, но в ней не хватало басиста, и ему пришлось учиться играть на электрогитаре. После долгих мытарств ему подсказали: хочешь научиться играть нормально, возьми в руки контрабас. Но когда он начал играть, то оставил электрогитару и даже бросил свою научную карьеру (а он всерьез занимался математикой).
В Иркутск музыканты приехали с фестиваля Le jazz в Москве, где были приятно удивлены теплым приемом публики. До этого они были в России девять лет назад.
– В вашей стране все очень изменилось, – отметил Лоран де Вильд. – Тогда было ощущение, что страна находится в растерянности, а сейчас кажется, что она собрана и движется в будущее.