Главное – гениальная музыка Кальмана
Подарок всем женщинам к празднику весны готовит Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского. 1 марта там состоится премьера оперетты Имре Кальмана «Марица».
Классическая история о молодой венгерской вдове выдержала в иркутском музыкальном уже пять постановок (с 1942 года по 1998-й). И каждый раз оперетта была обречена на успех. Этот факт лишний раз доказывает, что классика не устаревает – считает режиссер из Красноярска, заслуженный артист России Василий Вавилов.
– Главное – это гениальная музыка Кальмана, – подчеркнул он. – Кроме того, эта пьеса про людей, а не про статус, ведь раньше ее часто ставили именно так. Есть некая графиня в шляпе с перьями. А сейчас у нас капитализм, хороший или плохой – другой вопрос. Кстати у нас появился определенный шаблон восприятия. Обратите внимание: все сериалы сегодня словно сняты одним и тем же режиссером – что ни красивая богатая женщина, то последняя стерва. А мне хочется вытащить из этой пьесы человека. Наш спектакль не про некую графиню, а про женщину, которую звали Марица, которая встретила человека и влюбилась.
Василий Вавилов очень разноплановый режиссер. Он ставит как в музыкальном, так и в драматическом театре. Спектакли мастера были отмечены национальной театральной премией «Золотая маска». Бывший актер, выпускник ГИТИСа стал ставить спектакли более 20 лет назад, стажировался в Школе-студии МХАТ. Это был экспериментальный курс, на котором студентам объяснили, что природа у театра одна, разница только в приемах. И научили работать в разных жанрах. Однако, считая себя человеком театральным, Василий Вавилов признается, что музыка ему все-таки ближе.
– Существует целый океан музыки, и из него невозможно выбрать что-то одно, – рассказал он. – Я, например, люблю многое: «Биттлз» и Элтона Джона, люблю Баха, Доницетти и Кальмана. И вся эта музыка гармонично сосуществует внутри меня. Единственно, чего я не принимаю, это попсу и тяжелый рок.
Кстати, много лет назад, еще будучи актером, Василий Вавилов чуть было не принял предложение поступить на работу в труппу Иркутского музыкального театра. Даже приезжал в столицу Приангарья, но обстоятельства сложились иным образом. А на постановку в Иркутск Василия Вавилова пригласил его друг, главный дирижер театра Николай Сильвестров. Вместе с руководством режиссер остановил свой выбор на «Марице».
Фабула этой классической истории незамысловата. Богатая молодая вдова приезжает в свое роскошное имение. Спасаясь от надоедливых охотников за богатством, она выдумывает себе жениха – некоего Коломана Зупана. Но вот незадача – человек с таким именем, оказывается, существует. Прочитав о своей помолвке, молодой владелец свинофермы решает принять в ней непосредственное участие. Но счастливое замужество ему не суждено, ведь Марица скоро встретит свое настоящее счастье и влюбится в человека, которого она раньше не принимала всерьез.
– «Марица» – это история про те вечные вещи, без которых немыслим мир, – считает Василий Вавилов. – Ведь человек несколько веков назад так же любил, так же рождался и умирал. И мы точно такие же. Правда, у нас другие костюмы, мы более информированы, можем звонить на другой конец света. Но в том, что касается взаимоотношений, ничего не изменилось. Эта пьеса исследует природу человека, и здесь, конечно, очень много точек соприкосновения с современностью.
Графиню Марицу в оперетте в двух составах играют две совершенно разные актрисы – заслуженная артистка России Любовь Полякова и молодая солистка театра Юлия Пихтина. Однако этот факт не смущает режиссера.
– Нужно поблагодарить театр за очень интересную труппу, а труппу – за терпение, которое они демонстрируют по отношению ко мне, – отметил Василий Вавилов. – Конечно, эти актрисы совершенно не похожи друг на друга, у них разный актерский и жизненный опыт. Но я стараюсь идти от их природы, того, что близко каждой из них. И это касается актеров, которые исполняют другие роли в двух составах – Дычинского и Хохолкова, Яковлева и Варлашова. Они тоже совершенно разные, и я пытаюсь развить их индивидуальность.
Декорации к спектаклю придумал главный художник театра Андрей Штепин. По словам режиссера, они достаточно условны и немного авангардны. Однако вполне вписываются в эстетику Иркутского музыкального театра.