Виталий Венгер: человек-оркестр
К 80-летию народного артиста России.
Так нередко бывает - человек, профессионально состоявшийся, яркий, давно работающий, занимает такое значимое место в своем городе, что становится его живым символом, его душой, если хотите. Таков для Иркутска народный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», почетный гражданин города Виталий Константинович Венгер. Его титулы и звания можно еще перечислять и перечислять, и мы будем разбираться с этим на всем протяжении этих заметок.
Итак, ветеран иркутской драматической сцены, долгожитель академического театра имени Н.П.Охлопкова, его гордость и достопримечательность…
Москвич по рождению, три года своего детства Венгер прожил в довоенной Германии (отец работал переводчиком в торговой миссии советского посольства, мама работала там же). В памяти остались марширующие подростки со свастикой на рукавах из организации «Гитлерюгенд», нарушающие покой чопорного серокаменного Берлина, живущего размеренной сытой жизнью благополучного европейского города. И все же - эти свастики… Эта нарастающая тревога, которая носилась в воздухе… Тогда люди еще не знали, к чему все это приведет.
Он пошел в школу при советском посольстве, а вскоре после его возвращения в Москву началась война - Германия напала на нашу страну. В памяти остались налеты фашистской авиации на столицу летом 1941-го, ночи в бомбоубежищах, а иногда, тайком от родителей, - на крышах домов, откуда нужно было сбрасывать зажигательные бомбы во дворы, на площадки с песком… Потом была эвакуация, потом возвращение в еще военную Москву и так долго и мучительно ожидаемая Победа…
Он заканчивал школу в Москве, потом было Высшее театральное училище имени Б.Н.Щукина. Никто из родителей или других родственников театром не увлекался, но Виталий чувствовал к нему неодолимую тягу… Он учился у Рубена Николаевича Симонова, Цецилии Львовны Мансуровой, Иосифа Моисеевича Толчанова, Анны Алексеевны Орочко - учившихся, в свою очередь, у Евгения Багратионовича Вахтангова… Какие имена, и как много говорят они человеку, знающему театр! И надо слышать, с каким внутренним трепетом произносит их и сегодня Виталий Константинович Венгер.
Театральная деятельность началась для него в нашем городе ровно в середине прошлого века. И прослужил он на иркутской драматической сцене все эти годы верой и правдой, лишь на пару лет «изменив» ей ради Московского театра сатиры. Съемки в фильмах (он снялся в трех) шли параллельно работе в театре.
1950 год… Когда он пытался сориентироваться, куда его приглашают на работу, и развернул географическую карту, то, наверное, ужаснулся. Иркутск, Якутск… Что говорили ему эти названия? Но Иркутск с первых же дней произвел впечатление, да и в театре приняли хорошо, и сам театр оказался старым, с добрыми традициями, овеянный славными именами - Василий Лещев, Галина Крамова, Аркадий Тишин; это актеры, а из режиссеров - Виктор Головчинер, Александр Шатрин…
А когда потом в гости к нему приехал отец, он уже с гордостью показывал ему великолепное здание, каким и в Москве может похвастать далеко не каждый театр, и на спектакли сводил не без гордости…
А сколько сыграно, сколько пережито за это время, за эту большую и такую плотно населенную чужими судьбами жизнь!
Ровно четыре года назад, с 27 марта по 12 апреля 2004 года, в Москве проходил юбилейный фестиваль «Золотая маска». На пресс-конференции по этому поводу выступили председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, генеральный директор премии и фестиваля «Золотая маска» Эдуард Бояков. Тогда же журналистам были объявлены имена лауреатов специальной премии «Золотая маска - за честь и достоинство». В их числе был назван актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова, народный артист России Виталий Венгер.
Эта весть в считанные минуты долетела до Иркутска: кто-то из числа знакомых позвонил в театр, а уж по театру она разнеслась со скоростью ласточки, да и за пределы его выпорхнула в тот же день и час…
Несколько дней Венгеру звонили, разыскивали его по телефону, поздравляли, радовались за него… Кто находил, а кто и не находил: 7 июня он был в Москве, где президент Владимир Путин вручал новым лауреатам заслуженные премии. В этот день в Иркутске у Венгера должна быть премьера спектакля «Из Америки - с любовью», но его, конечно же, отпустили, а если бы не отпустили, нетрудно представить себе, как бы встречали его в тот вечер иркутяне - какими аплодисментами…
Да, в Иркутске его любят особенной любовью - внимательно следят за работой, узнают и здороваются на улицах, интересуются здоровьем. Когда он на сцене, так и хочется сказать - во время основной своей работы, - то есть когда он занят в спектаклях, зрители, кажется, забывают о реальном положении дел, реальном времени и реальных событиях, с головой погружаясь в то, что происходит.
Трудно сказать, что получается у него убедительнее - роли трагические или комические, острохарактерные или глубоко психологические. Все, кто видел его, скажем, в «Варшавской мелодии», помнят тот напряженный диалог двух героев - двух актеров, Виктора и Гелены, Виталия Венгера и Капитолины Мыльниковой, когда казалось, что души их обнажены…
А Мэкки-Нож в «Трехгрошовой опере» - это уже нечто совсем другое - больше эксцентрики и больше «внешней» игры; а подоспевший на смену Тарелкин («Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина), с его необычной, отталкивающей внешностью и совершенно ошарашивающим «внутренним содержанием» - этакий паук, страшное по своей сути существо, созданное Венгером в союзе с режиссером Григорьяном, - это уже что-то третье…
Иной была и работа с режиссером Вячеславом Кокориным. Они работали вместе довольно долго - в спектаклях «Лес», «Женитьба», «Дядя Ваня», «Веселись, негритянка!». По впечатлениям Виталия Константиновича, это была работа-диалог. Они постоянно подталкивали, провоцировали друг друга, шли на равных, «как два академика», пока не выработалась линия взаимодействия: режиссер определяет главное направление роли, доверяя воплощение этого направления актеру, полагаясь на его талант и интуицию.
Да, какие роли он вывозил! Иногда - в буквальном смысле: вспомните хотя бы «Поминальную молитву». Его роль Тевье-молочника - это огромное внутреннее и даже физическое напряжение. Хотя с физическим было проще: сколько лет шел в репертуаре театра этот спектакль - столько лет Венгер таскал по сцене телегу со своими семейством, натурально впрягшись в оглобли… Но это бы еще полдела, - а вот передать через своего Тевье трагедию и печаль еврейского народа, вечно гонимого, вечно страдающего, - это было, пожалуй, потруднее. Его Тевье, не какой-то герой, а обыкновенный отец семейства, страдающий за своих близких - жену и детей, за своих соседей по деревне, мудрый и доверчивый Тевье, оказывается таким достоверным, таким живым и понятным, что расстаться с ним было трудно, и многие театралы, я это знаю доподлинно, не по одному разу посмотрели этот спектакль.
Был у Венгера и король Лир, которого он играл в спектакле у режиссера Геннадия Шапошникова, - роль, казалось бы, настолько «его», что там и играть уже ничего не понадобится. Венгер к тому времени действительно был уже не юн и умудрен жизненным, житейским, актерским опытом - хотя, разумеется, в его собственной жизни не было адекватной ситуации. Но представить трагедию его, старика Лира, со всей остротой, пропустить эту боль, этот ток через себя, через свое сердце, а следом за собой и через сердце своего зрителя - это он умеет… И следя за тем, как балансирует Лир на круге жизни (к спектаклю построили опасную декорацию - «плавающий» круг, на котором действовали персонажи и который давал крен то в одну, то в другую сторону), следя за его перемещениями, даже самый прямолинейно думающий зритель понимал, как шатко бывает земное бытие, как непредсказуемо. Сегодня ты король, хозяин жизни, а завтра ты можешь оказаться нищим, который замерзает под забором…
Вслед за Шекспиром Венгер и его партнеры по сцене (в этом спектакле, как и в большинстве других, у него обычно блистательные, под стать ему самому, партнеры) подвигают зрителя на переоценку привычных ценностей, напоминают старые истины, на которых держится мир, - можно сказать, истины библейские…
Десятью годами раньше «Золотой маски», если быть точными - то в 1995-м, он стал лауреатом Государственной премии России. Все началось с того, что в 1994-м иркутский театр успешно выступил на Всероссийском фестивале комедии на сцене Московского театра имени Е.Вахтангова. Иркутяне показали спектакль «Женитьба» с Виталием Венгером в главной роли. Играли с таким подъемом, что Михаил Ульянов, возглавлявший тогда СТД, вышел на сцену, чтобы выразить свое восхищение театру и особенно Венгеру. Думаю, Виталию Константиновичу это было вдвойне приятно - ведь с Ульяновым они были однокурсники, вместе учились, да и потом дружили многие годы… А на тот, пусть и недолгий, период, что он, Венгер, работал в Московском театре сатиры, они оказались еще и товарищами по труппе. Партнерами Виталия Константиновича были тогда актеры, от одних фамилий которых дух захватывает, - Михаил Ульянов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Вера Васильева, более молодые - Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Державин…
А что касается поздравления Ульянова, то каждый знает, как важно услышать слова одобрения от человека, к тебе неравнодушного и к тому же искушенного, понимающего толк в твоем деле…
Непременно нужно сказать еще об одной грани таланта Венгера: Виталий Константинович наделен удивительным чувством юмора. Может быть, это идет от первых наказов его первого театрального учителя - заслуженного артиста России Юрия Тихоновича Черноволенко, который не раз подчеркивал ему, как это важно - уметь с юмором посмотреть на себя, на ситуацию. Но, с другой стороны, на пустом месте эти наказы не сработали бы - все дело в том, что ему дала природа. А природное чувство юмора было, было что шлифовать и оттачивать потом в течение жизни. И это умение шутить, острить пригождалось ему и в общении с товарищами и коллегами во время гастрольных поездок, в минуты отдыха, в промежутках между репетициями, и уж, конечно, оно было ой как востребовано в театре. Скажем, в спектакле по вампиловской пьесе «История с метранпажем», где он играл администратора гостиницы Калошина, над его персонажем публика буквально ухохатывалась.
Особый разговор - театральные капустники. Здесь пригождалась его способность к импровизации, его умение шутить с серьезным видом, добиваясь ошеломляющего успеха! И ни один театральный капустник долгие годы не обходился без его участия - выхода Венгера публика ждала и в своих ожиданиях никогда не ошибалась.
Подтверждается еще одна истина: талантливый человек талантлив во многом. А талант Венгера известен еще и по его остроумным и удивительно точным шаржам: как рисовальщик он умеет схватить самую сущность человека и передать ее несколькими верными и выразительными линиями, а то и штрихами. Такие свои работы он показывал на выставках, а потом и издал отдельным альбомом с веселым названием «Венгершарж».
Коллеги-актеры, друзья-театралы и вообще все, кто становится героем его шаржей, воспринимают их легко и весело - обиженных, кажется, в природе не существует.
Ну и, конечно, книги. Венгер-рассказчик как-то незаметно и плавно перешел в разряд мемуаристов, и выяснилось, что у него превосходная, хотя и избирательная, память (не только профессиональная, актерская!) на детали, имена, на обстоятельства и переживания; что у него хороший, легкий стиль изложения и глубокие, интересные мысли, а также что он очень даже способен к нежной и верной мужской дружбе. Его книги, в частности «Монолог актера», я читаю и перечитываю, находя в ней то одни, то другие достоинства, проникаясь атмосферой театра и всякий раз подпадая под обаяние человека. Этот человек - автор, актер и Артист с большой буквы Виталий Константинович Венгер.
Надо ли расшифровывать вынесенное в название этих заметок определение Венгера - «человек-оркестр», если в нем звучат одновременно несколько «инструментов» - актер, педагог-наставник (много лет преподавал в Иркутском театральном училище, был руководителем курса), художник, мемуарист, юморист? Надо ли это дополнительно объяснять? Думаю, это излишне.
А по случаю его скорого (18 апреля) замечательного юбилея хочется пожелать ему здоровья и здоровья, бодрости и хорошего тонуса еще на многие, многие годы! Ему и его замечательной жене, спутнице жизни Эльзе Павловне, и дочери Наташе, и ее семье… И - спасибо вам за все, Виталий Константинович!