Олег Медведев едет в Москву
В ноябре Москву вновь посетит Олег Медведев – редкий, но всегда желанный гость; год назад из-за организационных накладок гастроли Медведева проходили практически без рекламы, однако в клубах, где он выступал, яблоку упасть было негде.
Олег Медведев – поющий поэт (очень уж не хочется применять к нему затертых, дискредитированных и ошельмованных определений «бард» и «автор-исполнитель»!) – наверное, самый яркий представитель «новой волны» авторской песни, в то же время стоящий совершенно в стороне от так наз. КСП. «Тяжелая артиллерия» творческой студии «Полнолуние» – объединения иркутских поэтов, музыкантов и авторов песен. Автор, появившийся на сцене в конце девяностых, быстро и заслуженно завоевавший известность.
Медведев – один из тех, кто, продолжая дело Окуджавы и других классиков направления, творит современную авторскую песню, раздвигая границы жанра и внося в него свежую струю. Хотя Олег и называет в числе любимых авторов Юрия Кукина, Александра Городницкого и Владимира Ланцберга, его творчество непохоже ни на кого из них. Его песни ближе, пожалуй, к творчеству Александра Башлачева, Сергея Калугина – и, как это ни странно с первого взгляда, Виктора Пелевина.
Творческий метод Медведева (впрочем, вряд ли Олег специально пользуется «методами», он просто творит; и тем не менее) – пользуясь постмодернистскими приемами, создавать совершенно не-постмодернистские, мощные, живые произведения. В его песнях есть абсолютно уникальная романтика: перекличка образов и символов, исторические аллюзии, смесь специфических терминов и культурологии, замешанная на знакомых с детства образах из сказок и снов – фантастическая паутина, несущая удивительную волну тепла и уверенности. При этом Медведев остается в рамках классического эстетического идеала – каждое слово и нота в песне не могут быть случайными. Его мелодии легки, изящны и запоминаются практически сразу.
Наверное, именно поэтому песни Олега Медведева слушают и исполняют в совершенно разных кругах: в рок-тусовках и на кухнях шестидесятников, среди студентов-интеллектуалов и в среде эстетствующей молодежи. У туристов, толкиенистов и автостопщиков Олег вообще фигура почти культовая. Распространен отзыв: «Медведев это очень здорово, но опасно – на него "подсаживаешься"...».
Действительно, немногие авторы могут похвастаться таким широким хождением своих песен – тем более без какой бы то ни было рекламы. Записи (в частности, первая, еще не студийная кассета, записанная на концерте в 1997 г.) передаются из рук в руки, переписываются и расходятся по стране, как в прежние времена ходили записи первых бардов, а позже – магнитоальбомы «русского рока». На слух снимаются тексты и аккорды. Песни исполняются в компаниях и на фестивальных сценах, при этом многие исполнители даже не знают, кто автор! В некоторой степени улучшило положение выход «Полнолуния» в Интернет; на сайте находятся выверенные автором тексты и аккорды, песни в формате mp3, хотя бы минимальная информация об Олеге... Посредством интернета дважды, в 2000 и 2001 годах, были организованы выступления Олега Медведева в более чем десятке городов – от Владивостока до Москвы. Оба раза центральным пунктом гастролей был проводящийся ежегодно в Казани фестиваль фантастики «Зиланткон».
Что еще сказать об Олеге Медведеве? Родился в Иркутске в семье геологов; огненная лошадь по гороскопу. Детство и отрочество прошло в геологическом поселке. После школы пошел в политех – учиться на инженера-строителя. Потом была армия (Олега призвали в артиллерийские войска). Потом – работа: самая разная. «Поколение дворников и сторожей», – как пел Гребенщиков. Это и про Медведева тоже...
Откуда у инженера-строителя безупречный стихотворный вкус и слог, невероятная эрудиция? «Я всегда много читал. – отвечает неразговорчивый Медведев, – Первую книгу осилил в три года... У родителей замечательная библиотека была, много стихов, читал их в огромном количестве. А сейчас больше люблю научно-популярную, историческую литературу, хорошую фантастику. Очень люблю американскую литературу. К сожалению, к русской классике мне со школьных времен привили отвращение. Может быть, я просто ленивый читатель?..»
Олег Медведев записал три студийных альбома: «Таблетки от счастья» (1998 г.); «Зеленая Дверь», записанный в Хабаровске во время гастролей 2000 г.; «Алые Крылья» (2001 г.) были записаны в Казани на одной из лучших студий, специализирующихся в области авторской песни, «Сибирский тракт». В планах – «электрический» альбом...
Безусловно, нынешняя популярность Медведева – далеко не предел; живи он в Москве или Питере, то наверняка не только был бы значительно более известен, но и наверняка подвинул бы многих «коллег по цеху» - из тех, что ныне неплохо собирают тысячные залы. Безусловно, слушатель от этого только выиграл бы. Но – нужно ли это Медведеву?.. Олег – страшный домосед, влюбленный в одиночество. Необходимое условие для сочинения новой песни – одиночество. Потому и гастролирует нечасто... Но дело не только в этом. «Ненавижу попсу – то, что модно, престижно, "на волне". И это касается не только музыки. Разговоры о "либерально-демократических ценностях", Союз правых сил, Ростропович, Евтушенко – все это явления одного попсового ряда. Для меня это синоним пошлости. Жить по Полной Луне – значит, думать и существовать в своем "немодном" и "непрестижном" мире. Потому я предпочитаю общаться с людьми увлеченными – туристами, альпинистами, музыкантами. Они интереснее, глубже и ближе мне по духу...»
Посему, искренне рекомендуя песни Олега Медведева, не хочется желать потенциальному слушателю «наслаждения» или «восхищения» мелодическим поэтическим даром. Хочется пожелать позволить песням Олега Медведева изменить его (слушателя). Хоть немножко. А все остальное появится само собой.
Дополнительная информация и аккредитация на концерты Олега Медведева: [email protected]; [095] – 494-0552 (Дмитрий Урюпин).