Диалог, а не дуэль
Даниил Крамер и Сергей Манукян сыграли на «бис».
Иркутяне и ангарчане, надо признаться, изрядно избалованы выступлениями зарубежных джазменов. И организаторы фестиваля «Джаз на Байкале» начинают отходить от этой традиции, чаще приглашая российских звезд. Например, в октябре у нас побывали с программой «Карнавал джаза» биг-бенд Игоря Бутмана и Лариса Долина. А 19 ноября в иркутском клубе «Эстрада» выступили Даниил Крамер и Сергей Манукян.
Перед концертом, на пресс-конференции, музыканты сразу предупредили, что сами не знают, что будут играть. Вполне в стиле джазменов, которые никогда не ведают, куда их заведут импровизации. Кое о чем, конечно, они договариваются перед концертом, но в основном все решается по ходу выступления. Как говорит Сергей Манукян, сколько бы ни планировали, на сцене начинается совсем другая жизнь. Отсюда и весь джазовый драйв. Хотя Даниил Крамер, видимо, знакомый с ненасытным любопытством журналистов, вкратце утолил нашу жажду информации:
– В основном это будет классика джаза, хрестоматия. Но без «третьего течения» не обойдется. Кроме того, Сергей и я даем сольные концерты, поэтому поиграем и в одиночку. Каждый из нас привык создавать свою особую атмосферу. В этом-то, думаю, и будет изюминка нашего концерта. Когда мы выступаем вместе, мы дополняем друг друга. Играем ту музыку, которую каждый в отдельности уже не сыграет.
Жаль, что джазовый тандем под игривым названием «Недуэт» выступает редко. Даниил Крамер и Сергей Манукян долго вспоминали, когда же они последний раз выступали вместе. В результате сошлись на том, что с тех пор минуло почти четыре года. Так что иркутянам и ангарчанам (в городе нефтехимиков концерт прошел 18 ноября) очень повезло.
Специально для Даниила Крамера в «Эстраду» привезли акустический рояль из Иркутской областной филармонии. Сделать это было сложно, но, как отметил организатор концерта Александр Филиппов, ради пианиста с мировым именем никаких сил не жалко. Рояль, кстати, стал не единственным инструментом на сцене. Сергей Манукян привез с собой синтезатор. Он также признался журналистам, что мог бы сыграть на многих инструментах. Не знаю, ради интереса или по просьбе джазмена, но организаторы установили барабаны, которыми не преминули воспользоваться и вокалист, и Даниил Крамер.
Вечер в «Эстраде» музыканты начали с классики джаза, как и обещали. В несколько непривычной обработке и безудержных импровизациях улавливались знакомые до боли хиты Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина и многих других именитых композиторов. Удивил Сергей Манукян своим невероятным джазовым вокалом самого широкого диапазона – от горлового пения до тенора.
Второе отделение музыканты посвятили своему сольному творчеству. Сперва выступил Сергей Манукян, затем Даниил Крамер экспериментировал в любимом «третьем течении» – музыке на стыке разных стилей, в основном академического и джазового. Но потом оба гостя снова вступили в джазовый диалог. То ли публика их приняла слишком хорошо, то ли настроение у музыкантов было отличным, но, вопреки своей традиции, джазмены под конец даже сыграли на «бис». Хотя обычно предпочитают оставить слушателей чуть-чуть «голодными». Приятное исключение.