Красота земная
Прошла выставка художников Авенариусов.
В галерее современного искусства Дома художников состоялась выставка работ художников Павла Анатольевича и Олега Павловича Авенариусов, достаточно известных в Иркутске художников.
Павел Анатольевич родом москвич, но уже с пятилетнего возраста живет в Иркутске. С детства занимался живописью в изостудии, а после школы неожиданно пошел в военное авиационно-техническое училище в Иркутске, после него окончил еще и высшее военное авиационное инженерное училище имени Я.Алксниса в Риге... Но живопись не оставил, окончил пять курсов факультета станковой живописи и графики в Москве.
Учился, как он сам говорит, у природы, у классиков, у своих современников, с кем сводила судьба. Постоянно поднимая планку, совершенствовал мастерство, выбирал свой путь в искусстве. Сегодня это профессиональный художник, хорошо понимающий свои возможности и задачи, напряженно работающий. Смысл творчества видит в максимальном приближении к натуре, растворении в ней.
Его сын Олег Авенариус, родившийся в Иркутске, учился в Керченской художественной школе, служил на различных офицерских должностях в Российской армии, не прекращая заниматься живописью. Своими учителями в живописи считает таких художников, как П.М.Гречишкин, Д.С.Исаков, как его отец. Этюды для своих полотен Олег Павлович писал на пленэрах, бывая в живописных местах Крыма, на красивых реках Урала, Сибири и, конечно, на величественных и суровых просторах Байкала.
На выставке в галерее "Дом художника" были представлены произведения в основном байкальского цикла, пейзажи Крыма, старинных русских городов - Суздаля, Владимира, Ярославля. Представлен и сибирский пейзаж. Отдельные залы были специально выделены для этюдов и для графики.
Отец и сын Авенариусы пишут природу красивой, она у них как будто оживает, листья шелестят, жизнь движется. Огромные глыбы камней, туман над водой или высохшее дерево на холме - все вокруг таит в себе жизнь в той или иной форме. Небо то пасмурно-темное, в тучах, предвещающих ливень или грозу, то ярко-голубое, с проблесками утреннего солнца. Байкал представлен разнообразно, в разное время суток, с разных точек обзора - и всегда он красив и могуществен.
На полотнах Павла Анатольевича Авенариуса преобладают церкви, храмы - от величественных, с золотыми куполами, до маленьких деревенских церквушек с обшарпанными стенами и сломанным забором. Но на каком бы фоне они ни изображались и как бы стары ни были - везде они выглядят так, будто все святыни русского православия равны между собой, все по-своему велики и по-своему красивы. И в какой бы пейзаж ни вписан был храм, всегда видно, что это - именно в России.
Одна из таких работ "Голубые купола. Гороховец" была написана Павлом Авенариусом, когда он был в этом городе и увидел красивую старую церковь с ярко-бирюзовыми куполами. Изображение этого храма он и перенес на свою картину. На полотне голубые купола будто сливаются с небом, делая церковь еще более возвышенной в духовном смысле. Очень яркая работа, которой можно восхищаться долго.
Тихие, немноголюдные улочки маленьких городов заманивают таинственностью своих садов, уютными небольшими домиками - хочется прогуляться по ним и вживую увидеть всю бесхитростность и красоту этих мест.
В отдельном зале выставлялись акварели - это более нежные, легкие, невесомые листы, в которых одна краска перетекает и смешивается с другой, составляют новую гамму. Но чаще графические листы - это четкие линии, строгая композиция, узнаваемость.
Самая ранняя из представленных на выставку работ, "Заводь на Иркуте", создана Павлом Авенариусом в 1987 году. Основная же часть экспозиции - это результат работы последних полутора-двух лет.