Восставший из пепла
Польскому костёлу в Иркутске исполнилось 125 лет.
Лёгкое стрельчатое здание, построенное в ложноготическом стиле, у многих иркутян ассоциируется с музыкой. Не только потому, что «архитектура – это застывшая музыка», хотя в отношении костёла эти слова очень уместны, но в основном оттого, что уже много лет здесь «прописан» органный зал. Юбилейные торжества проходили в старинном здании два дня. Их открывала научно-практическая конференция, посвящённая истории здания. Правда, открытие затянулось, «потому что ноутбук шалил». Настоятель местного прихода о. Станислав Ярошевич увидел знак в капризах техники: «Это Господь нам послал маленькое испытание, чтобы напомнить, как непросто всё складывалось здесь, в ссылке».
«Выражение «польский костёл» – это региональный топоним, отражающий исторические процессы, – говорит вице-президент иркутской польской культурной автономии «Огниво» Болеслав Шостакович. – Польское слово «костёл» и без того означает «польский католический храм». Официальное название – Иркутская приходская римско-католическая церковь Успения Богородицы». Может и так, но возникновение этого разговорного выражения вполне закономерно не только с исторической точки зрения, но и с современной. Несколько польских католических епископов, прибывших на торжества, пасторы, говорящие по-русски с сильным польским акцентом, постоянно готовые к улыбке монахини навевали ощущение, что если ты всё-таки в Иркутске, то находишься, как минимум, в польском консульстве.
Поздравить прихожан приехал первый настоятель воссозданного иркутского костёла о. Игнаций Павлюс, который возглавлял общину 15 лет, а теперь служит в Калининграде. «Этот костёл строили на пепле и слезах, – заметил о. Игнаций Павлюс. – Потом он знал хорошие времена, и эта земля освещалась истинной верой. Были и трагические времена». Костёл был построен на «пепелище и слезах» большого иркутского пожара 1879 года, во время которого сгорел и деревянный костёл, которому было в ту пору почти 200 лет. Строительство кирпичного здания продолжалось несколько лет и завершилось в 1884 году.
Энергичную деятельность по сбору средств на строительство костёла в ту пору развил «несгибаемый» ксендз иркутского прихода Кшиштоф Швермицкий. По оценкам архитектора Тамулевича, который разработал план постройки «бескорыстно, во славу Бога», работы стоили порядка 40 тысяч рублей. Особую страницу в истории возведения костёла составляют свидетельства о возводивших его мастеровых: каменщиках, каменотёсах, штукатурах и плотниках. Судя по фамилиям, зафиксированным в документах, большинство из них были русскими.
«Трагические времена» начались с приходом советской власти, которая в 1938 году официально закрыла костёл. В том же году он был передан Восточно-Сибирской студии кинохроники, в ведении которой находился до конца 1960-х годов. После реставрации, которая завершилась в 1978 году, здесь разместили органный зал Иркутской областной филармонии. Так началась новая жизнь старинного здания. Оценивая этот факт, один из искусствоведов назвал Иркутск «последним оплотом органного искусства на востоке России».
Наконец, в 1991 году в Иркутске был восстановлен римско-католический приход Успения Богородицы. С того времени католический приход и областная филармония совместно используют здание на основе временного договора. На первом этаже здания костёла размещается часовня, в которой ежедневно совершается литургия, на втором этаже – органный зал. Представитель лютеранской церкви намекнул на это соседство, пожелав общине, «чтобы вы сюда приходили как хозяева, а не как гости». Лютеранский храм до революции находился на пересечении нынешних улиц Карла Маркса и Ленина, «а теперь его нет». Приходу Успения Богородицы были переданы приветственные адреса от правительства Иркутской области и от мэра Иркутска. Речи были хоть и официальные, но короткие и душевные. Имам-хатыб мусульманской общины Иркутска Фарит Мингалеев заметил, что чувства католиков ему знакомы, потому что мечеть совсем недавно тоже праздновала юбилей – 110 лет со дня основания. Председатель комиссии по национальным отношениям Общественной палаты Иван Адилханян, который много делает во имя единения общества, признался, что лично благодарен Папе Римскому «за то, что он не дал вырезать всех армян». И не важно, в каком году это было. Председатель литовского культурного центра в Иркутске Людмила Стрежнёва сказала лучше всех: «У Бога нет национальностей, и мы все его дети».