Возвращение мумии оживит шаманские пляски Прибайкалья
Бурятские последователи тэнгрианства готовятся перенести «байкальскую принцессу» из музея «Тальцы» в пещеру сакральной горы.
В конце прошлой недели шаманы Иркутской области подтвердили намерения добиваться изъятия мумии маленькой бурятской девочки из музея «Тальцы», куда она была передана иркутским художником Владиславом Несыновым. По их словам, Министерство культуры Иркутской области уже одобрило идею ее переноса в грот на горе Бурхай, где она была обнаружена 10 лет назад. Религиозные лидеры иркутских бурят считают мумию древней святыней, не скрывая, что берут пример с алтайских собратьев, требующих возвращения «принцессы Укока». Правда, по мнению ученых, названная «байкальской принцессой» мумия на самом деле является всего лишь случайно сохранившимся захоронением столетней давности, а вся шумиха вокруг нее искусственно раздута. Подробности читайте в материале «ФедералПресс».
«Представители Совета шаманских общин считают необходимым потребовать возвращения мумии из музея «Тальцы» на место, где она была найдена, – заявил в пятницу, 27 ноября, на конференции Совета шаманских общин и Совета старейшин Прибайкалья председатель Совета шаманских общин Прибайкалья Игорь Олзоев. – У нас есть шаманы, которые смогут, соблюдая традиции шаманизма, провести этот обряд, чтобы душа ее успокоилась».
Состоявшаяся 27 ноября конференция Совета шаманских общин и Совета старейшин Прибайкалья показала, что у радикально настроенных жителей Алтая, требующих от новосибирских археологов вернуть «принцессу плато Укок», вполне могут появиться последователи в других регионах Сибири. Представители бурятской общественности Прибайкалья в минувшую пятницу решили официально обратиться к властям Иркутской области с просьбой выдать им «байкальскую принцессу» – мумию трехмесячной девочки, которая сейчас находится в музее Тальцы.
История о том, как в 1993 году новосибирские археологи под руководством Натальи Полосьмак нашли «алтайскую принцессу», погребенную 2,5 тыс. лет назад, широко известна. Только в отличие от алтайской мумии, для которой уже сооружают специальный мавзолей в Горно-Алтайске, происхождение «байкальской принцессы» довольно противоречиво. Так, до сих пор нет достоверных сведений о том, где была найдена мумия «байкальской принцессы», а также имена людей, ее обнаруживших.
В Интернете можно найти две версии, рассказывающих историю нахождения 60-сантиметровой мумии трехмесячной бурятской девочки. По одной версии, ее нашли любители археологии, которые, путешествуя по побережью Байкала, случайно в наткнулись на грот с мумией. По другой версии, ее обнаружили строители, решившие отдать находку «археологам-любителям», которые позже продали ее иркутскому художнику Владиславу Несынову, известному своими довольно эксцентричными поступками и творчеством.
В то же время в Центре развития бурятского этноса полагают, что мумия хранились в старой бурятской семье, проживающей в поселке Большое Голоустное, находящемся рядом с горой Бурхай, а Владислав Несынов приобрел у них реликвию за большие деньги. Жители Большого Голоустного считают, что «похищение принцессы» является делом рук «черных гробокопателей», разоривших некое старинное кладбище неподалеку от сакральной горы. Иркутские же археологи полагают, что мумию нашел сам Владислав Несынов, который публично рассказывал то одну версию ее находки, то другую. Известно, что мумия бурятской девочки хранилась в квартире художника 9 лет, после чего весной нынешнего года он решил подарить этот необычный экспонат этнографическому музею «Тальцы».
Однако не проблемы происхождения мумии, а идея возвращения «байкальской принцессы» стала одним из ключевых моментов конференции Совета шаманских общин и Совета старейшин Прибайкалья, которая прошла в минувшую пятницу в Иркутске. На ней шаманы Прибайкалья сошлись во мнении, что перенос станет добрым знаком для мумии, духу которой пора успокоиться. По словам выступавших, перед тем как вернуть ее обратно в грот, необходимо провести ряд тэнгрианских обрядов для того, чтобы избежать несчастий в виде землетрясений, наводнений, лесных пожаров или болезней.
Как заявил Игорь Олзоев, вопрос возвращения мумии национальная общественность обсуждала уже несколько лет, но раньше решить эту проблему было невозможно из-за того, что у шаманов не было организации, которая объединила бы духовных лидеров всех бурятских родов. Теперь от имени шаманских общин Совет намерен подготовить официальный запрос в областное правительство и руководству музея. По словам председателя Совета шаманских общин Прибайкалья, уже состоялись предварительные переговоры с Министерством культуры Иркутской области, в ходе которой министр Вера Кутищева одобрила идею с переносом.
Правда, получить в министерстве подтверждения факта состоявшихся переговоров не удалось, как не получилось узнать позицию музея «Тальцы», директор которого Владимир Тихонов в настоящее время находится в отпуске. Впрочем, как заявили «ФедералПресс» представители музея, в настоящее время «Тальцы» не получали официального обращения от шаманских общин по поводу мумии.
Однако стоит отметить, что внутри этнического сообщества нет единого взгляда на то, как следует поступить с мумией. Так, старейшина шаманской общины Усть-Ордынского Бурятского округа Терентий Шабаев полагает, что мумию надо вернуть на прежнее место. По его мнению, эта девочка при жизни была из непростой семьи, поскольку рядовых бурят так не погребали, предпочитая хоронить в земле. «Полагаю, что она или из княжеского рода или из шаманского», – полагает он.
Более осторожен в определении происхождения мумии был известный шаман Алексей Хантуев, по мнению которого необходимо обратиться к ученым, которые должны определить время захоронения. По его словам, не исключено, что оно относится к добурятскому периоду – так называемой курыканской эпохе.
Спокойнее всего на ситуацию смотрят иркутские археологи. В Центре сохранения наследия Иркутской области «ФедералПресс» рассказали, что история с этой мумией им хорошо известна, предположив, что ажиотаж вокруг нее возник во многом стараниями Владислава Несынова. Мумию не раз осматривали ученые, которые утверждают, что «байкальской принцессе» не более 100 лет.
Как утверждают некоторые специалисты, неподалеку от горы Бурхай действительно раньше находилось кладбище, которое впоследствии было разорено при строительстве дороги. По предположениям археологов, спасая от разорения могилы, тело похороненного ребенка могло быть перенесено в грот. Однако микроклимат в пещере оказался сухим, что позволило мумифицироваться останкам, которые долежали до наших дней, когда их нашли неизвестные «любители древностей».