19 марта исполняется 75 лет художнику Льву Борисовичу Гимову
Юбилей известного сибирского художника, члена Союза художников России Льва Гимова совпадает с 55-летием его профессиональной творческой работы.
Около 30 лет Лев Борисович совмещал творчество с педагогической деятельностью: преподавал в Иркутском художественном училище, где начал работать сразу после защиты дипломной работы.
«Источник вдохновения»
75-летие известного сибирского художника, члена Союза художников России Льва Гимова совпадает с 55-летием его профессиональной творческой работы. Около 30 лет Лев Борисович совмещал творчество с педагогической деятельностью: преподавал в Иркутском художественном училище, где начал работать сразу после защиты дипломной работы. Кроме того, что Лев Гимов всегда активно участвовал в выставках - областных, республиканских, всесоюзных, международных выставок.
В экспозиции его выставки всегда представлены различные жанры: натюрморт, пейзаж (в особенности, морской), портрет. Тематика творчества Льва Гимова тоже разнообразна: природа, архитектура, Иркутск, Сибирь и сибирская старина. Особое место занимает Байкал, а также исторические сюжеты, декабристское движение. Художник занимается и графикой: работал в технике линогравюры, литографии, офорта
Он с легкостью находит общий язык с писателями и музыкантами, философами и критиками, не стесняется высказать свою, пусть даже не совпадающую с мнением большинства, точку зрения на творение известного живописца
Любимая мастерская Льва Борисовича- Байкал. На пленэре, особенно в районе Кругобайкалки, он просто одержим. В поисках нужной точки может забраться чуть ли не на маковку заброшенной церквушки, за несколько часов выдать совершенный по композиционному, цветовому решению этюд - ну хоть сейчас отправляй на выставку. Работоспособность Гимова ошеломляет. Он словно бы не чувствует мороза, когда пиешт зимний этюд.
К несомненным талантам Льва Гимова относится его умение общаться с людьми, дар занимательного рассказчика. Сам он считает эту свою особенность "издержкой" педагогической деятельности: около 30 лет отдал Иркутскому училищу искусств. А если к этому добавить литературные способности, умение владеть словом, то нетрудно понять тесные контакты Льва Борисовича с Иркутской писательской организацией.
Его "Записки художника", где Гимов пишет о себе, годах становления, творчестве, встречах с интересными людьми, о времени, нравах., публиковались в иркутских газетах, в целом же эта весьма объемистая рукопись с большим количеством иллюстративного материала ждет своего издателя. В главе "Книги" он пишет: "Книг я читал много, но не тех, увы, что полагались по школьной программе. Был записан в четырех библиотеках города, а у себя в школе знал фонды, пожалуй, лучше самой библиотекарши. Она часто замыкала меня и уходила, а я знакомился с книгами на самых дальних запыленных полках. Уже тогда меня особенно интересовала литература по изобразительному искусству. Свое увлечение книгами я скрывал, во всяком случае, не афишировал. Кстати, у нас в классе были ребята, которые не только любили литературу, но и мечтали стать писателями. Юрий Скоп, с которым я учился в одном классе, сочинял стихи, выступал на всех вечерах, говорил, что хочет стать писателем. Так оно и вышло. Он закончил институт, вернулся в Иркутск работал в газете "Восточно - Сибирская правда", затем стал писать повести, сначала с другом - писателем Вячеславом Шугаевым, затем один. Стал лауреатом Государственной премии".
Можно бесконечно приводить выдержки из книги, искренней и увлекательной. Совершенно неизвестные эксклюзивные факты из жизни видных художников, деятелей культуры - Георгия Леви, Аркадия Вычугжанина, многих других.
Лев Гимов - многогранный художник. Он начинал с пейзажей, пишет портреты, жанровые картины, всерьез увлекался графикой. Вся его жизнь связана с Иркутском.
Коренной сибиряк любит свой край, Россию, и в большом и малом. Недаром друзья прозвали его суровым лириком. Страсть к рисованию привела юного Льва во Дворец пионеров. До сих пор он помнит уроки, которые преподавала ему великий энтузиаст своего дела Елена Николаевна Левина.
Желание рисовать привело Гимова в Иркутское художественное училище. Он заметно выделялся среди учащихся своей въедливостью, эрудицией, пониманием тонкостей профессии художника. Не удивительно, что после защиты дипломной работы его пригласили там преподавать. За три десятка лет работы он воспитал не одно поколение учеников - треть членов Союза художников по всей Сибири имеет к нему прямое отношение. В своих "Записках" он с благодарностью вспоминает своих учителей - Жибинова, Вычугжанина, Алексеева. Они учили не только творчеству, но и жизни.
55 лет назад состоялся его дебют как профессионала. Выставка в 1955 году, на которую он представил несколько своих работ была посвящена Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Собственно, тогда, сразу же после окончания училища, начинается активная творческая жизнь художника. В начале 60-х появляются серьезные работы Гимова - портреты художника Аркадия Вычугжанина, чемпионки города по спортивной гимнастике Евгении Павлюк.
В это же время предпринимается ряд поездок по стране: сначала по Сибири - Енисей, Хакасия, Новосибирск, Бурятия, потом дальше - Киев, Ташкент, старинные русские города Ростов, Суздаль, Вологда... Впечатления от увиденного легли на холст и бумагу.
С 1974 года Лев Гимов - член Союза художников. В это время он наиболее активно занимается графикой. Работает в технике линогравюры, литографии, офорта. Создал за эти годы более ста графических миниатюр-экслибрисов.
Из "Записок": "Когда я осваивал графику, то еще раз убедился, что живописное восприятие мира отличается от графического. Графика Рембрандта, Кибрика, Штеренберга, Пикассо мне была значительно ближе, чем, скажем, работы Кравченко, Фаворского, Бердслея или тех же японских мастеров. Когда работал над декабристской серией, сознательно избегал тех приемов, которые уводят графику в декоративизм и стилизацию. Из графических работ офорт по технике и сути своей ближе к живописи. У меня и рисунок был живописным. Свои офортные листы я строил так, чтобы они были как бы эскизами к будущим картинам"...
В то время появился особый интерес к изображению исторических сюжетов. В 1975 году в Ленинграде, Чите и Иркутске проходила конференция "Декабристы и Сибирь". К этому событию в областном художественном музее была развернута выставка, на которую Гимов представил очень серьезные работы - 40 офортов, вошедших позднее в состав персональной выставки, открытой в Москве.
Много занимаясь графикой, художник не оставляет и живопись, работает во всех жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. На долгие годы растянулось и увлечение морской тематикой. Гимов становится известен далеко за пределами Иркутска -- участвует в областных, республиканских, всесоюзных выставках: Улан-Удэ, Томск, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Одесса. Его работы выставляются в Германии, Чехословакии, Китае.
И снова путешествия, работа. Поездки с фестивалем "Художники - флоту" по Ангаре и Байкалу, Черному морю, Сахалину и Курилам. Кроме того, Гурзуф, Крым, средняя полоса России. Но главное - Сибирь и Байкал. "Их пишу постоянно, - говорит Лев Борисович. -- Раз я сибиряк, родился и вырос в Иркутске, значит, должен больше, чем другие художники, сказать о Сибири..." В картинах, посвященных священному морю, он пишет обобщенный образ: силу и достоинство, духовность и мудрость, могущество и вечность мира.
Еще одно пристрастие Льва Гимова - сибирская старина. Он показывает, как безжалостно время расправляется с тем, что было нашей колыбелью и требует от тебя активного действия: сберечь то, что еще можно сберечь. "Возникло желание забраться повыше на церковь и посмотреть на Бельск, - рассказывает Гимов в своих "Записках". - Попросил сельского мальчика помочь мне поднять наверх этюдник и планшет с картоном. Добрались до верхних окон. Разместился прямо на балках и стал работать, при этом была опасность свалиться. Писал с натуры башню острога, реку Белую, Саяны. Само село опустил, как будто его еще не существует, а есть только острог. На той стороне реки Белой - утес с площадкой, где, по преданию, постоянно дежурили аборигены - буряты и не спускали глаз с острога, чтобы знать все, что замышляют казаки. В домах трех усадеб сохранились глинобитные печи - настоящие произведения искусства. Именно такие печи фигурируют в русских народных сказках. Писал усадьбу, которая уже поползла под гору, главный дом переломился, амбары рассыпались. Последним жителем его была старуха Фекла. Мы так и прозвали эту усадьбу: "Феклина усадьба". Когда у нас накопилось достаточное количество работ, мы в старом заброшенном клубе устроили небольшую импровизированную выставку и пригласили на встречу селян"...
Гимов любит возвращаться к своим излюбленным темам и готовится к более серьезным работам, тем более что к этому времени, когда ему едва перевалило за пятьдесят, он зрелый, сложившийся мастер со своей темой и видением мира.
Круг увлечений художника воистину безграничен. Он вспоминает, как ему довелось участвовать в качестве актера в съемках фильма о декабристах. Это было начало 80-х, в его творчество прочно вошла декабристская тема.
Одной из лучших времени работ Льва Гимова стала групповой портрет иркутских писателей-шестидесятников, так называемой иркутской творческой "стенки" (Вампилов, Распутин, Машкин, Шугаев, Суворов, Жемчужников, Гурулев, Иоффе, Пакулов, Стуков). По мнению критиков, а также почитателей таланта художника, это еще одна страница иркутской культуры, страница содержательная и глубоко волнующая.
В свои 75 Лев Гимов находится в отличной творческой форме, у него много новых замыслов, начатых работ. Художник не ждет особого вдохновения, просто живет и работает – азарт.