Побочные факты «Сатисфакции»
В Иркутске состоялась премьера фильма «Сатисфакция». Премьера прошла с присутствием большинства авторов, участников и соучастников получившегося кинопродукта, с выходом к прессе, и, как я понимаю, с «накрытым столом» в оконцовке.
Зрительское мнение я высказывать не буду. Я не кинокритик. Мой саркастичный друг придумал для фильма слоган: «Фильм для бедных из жизни богатых». Соревнуясь с ним в сарказме, я пробросил: «Фильм с Гришковцом для Гришковца». Хотя уместнее всего, на мой взгляд, было бы продвигать фильм со следующей сопроводиловкой: «Фильм о больших мальчиках для разнокалиберных девочек». Он и в самом деле нравится женщинам. Да и вообще подобная трансгендерная адресность, даже любая трансадресность могут в перспективе сложиться в отдельный жанр. Вот фильм для буржуазии о пролетариях. Вот о геях для натуралов. А вот о животных людям. О людях инопланетянам. И так далее.
Я же все-таки о своем – о возможных последствиях фильма для городской жизни. В данном случае для Иркутска, в котором фильм снимался.
Один такой эффект уже случился.
На съемках фильма цвет местной тусовочной интеллигенции пригласили покататься в автобусе. Полдня автобус с народом ездил по кругу – на сквере Кирова. Хвастовство от тех, кто снимался в этом автобусе, еще полгода можно было слышать в разных ресторациях и барах. Однако сцена с автобусом в фильм не вошла. Я так понимаю, что на премьерном показе часть публики пришла с женами, мужьями, детьми на предмет посмотреть себя и продемонстрировать свою роль в мировом кинематографе близким людям. Уж не знаю, сколь многие из них были в курсе того, что у автобуса остались шансы проехаться только в том, что ныне модно именовать «режиссерской версией фильма». Надеюсь, что киновырезка ни для кого не стала трагедией.
А вот другой эффект не случился. Потому еще одно кинокупирование я посчитал настоящей провокацией авторов супротив города Иркутска. Дело в том, что целая сцена в фильме - по слухам, это сцена этакого «делового совещания» - снималась в особняке нашего актуального мэра. И в фильм она тоже не попала. А это уже серьезно. Иркутск лишился отменного шанса пополнить скудный арсенал городских мифологий. Ведь фильм снимался до того, как Кондрашов стал мэром. То есть мы могли бы водить гостей города к местам съемок и рассказывать трогательную историю о том, как сняли кусочек фильма вот в этом доме, а потом его хозяин… стал «мартовским победителем», то есть триумфально выиграл выборы мэра. Наверняка в других городах желающие помэрствовать пробовали бы повторить «иркутское кинодемократическое чудо» и зазывали бы киношников поснимать что-нибудь у себя. Все какая-никакая, но поддержка отечественного кинематографа.
Однако один шанс еще использовать можно. В фильме есть эпизод со строящимся мостом. Тем самым, который стоили лет десять, да и до сих пор толком не могут приступить к эксплуатации. В целом, при просмотре фильма, можно подумать, что строительство осуществляет фирма, принадлежащая главному герою, роль которого исполняет, разумеется, сам Гришковец. С мостами в Иркутске большие нейминговые проблемы. У них как бы нет названий. Старый мост носит имя Ленина, но об этом мало кто знает. «Плотина ГЭС» навечно – «плотина» или, как у нас говорят, «плотинА». Другой мост просто именуется «новым». А теперь появился «новый новый мост», ну не именовать же его «новейшим»? Так почему бы не назвать его «Гришковецким» и дело с концом. Очень даже необычное название. Или даже не так. Мост следует назвать: "Сатисфакция". Учитывая, сколько его строили, и еще будут достраивать, название еще удачнее. Представить только, сколько разговоров по стране: Иркутск это город, в котором есть мост «Сатисфакция».
И вот тогда можно смело говорить – фильм с Гришковцом в Иркутске сыграл в истории Иркутска важную роль. Фильм забудут, а вот роль останется. А что еще нужно театральному работнику? Ему память о роли, а горожанам – мост с ярким названием.