Золотомасочный Красноярск: впереди только Москва и Питер
Опубликованный «Золотой маской» список номинантов Национальной театральной премии сезона 2022-2023 вновь поднял Красноярск на вершину театрально-культурной жизни страны. Спектакли сразу трёх театров города выдвинуты на премию в восьми номинациях. Столько же театров будет участвовать в Фестивале от Казани, больше – только от Москвы и Санкт‑Петербурга, состязаться с которыми в этом показателе, сами понимаете, бессмысленно.
Ради интереса можно посмотреть на соседей: в Иркутске ноль номинаций, в Новосибирске – семь, но у одного спектакля театра «Старый дом», в Омске – 16 у трёх спектаклей, но двух театров. 46 (!) номинаций у Перми, но там за весь город отдуваются мильграмовский «Театр‑Театр» (два спектакля в номинантах) и Театр оперы и балета со своим Дягилевским фестивалем (пять постановок в номинантах).
Всего Экспертным советом «Золотой маски» отобрано 56 постановок из 20 городов.
В первую очередь радостно за Музыкальный театр. «Орёл и Ворон» – масштабный и, главное, эксклюзивный проект, заслуживающий того, чтобы о нём узнала вся страна. К тому же с последней поездки на «Золотую маску» с «Винилом» минуло уже четыре года, самое время напомнить экспертам и членам жюри о своём существовании.
Новая премьера «Самого Музыкального», увидевшая свет рампы в июне этого года, прорвалась на Фестиваль в трёх номинациях: «Оперетта-мюзикл/Спектакль», «Оперетта-мюзикл/Мужская роль» (Станислав Сикирин за роль Петра Гринёва) и «Оперетта-мюзикл/Лучшая роль второго плана» (Мария Селивёрстова за роль Императрицы Екатерины). У Марии Селивёрстовой, к слову, это уже вторая номинация на «Золотую маску» после виниловской Капитолины.
Соперниками «Орла и Ворона» в главной номинации «Оперетта-мюзикл/Спектакль» будут мистический мюзикл «Сонная лощина» уже упомянутого пермского «Театра‑Театра», мюзикл «Пётр I» Санкт-Петербургской музкомедии и столичный «Человек, который смеётся» от Creative lab STAIRWAY.
Конечно, номинаций могло быть больше. Однако ни работа режиссёра Дмитрия Белова, ни сценография Алексея Кондратьева, ни костюмы Ирэны Белоусовой, ни свет Евгения Виноградова, ни даже музыка Артура Бойдо членов Экспертного совета не вдохновили.
Что ж, три лучше, чем ничего. Подумаешь, у пермской «Сонной лощины» одиннадцать номинаций, а у питерского «Петра I» – шесть. «Маска» за лучший спектакль‑то всё равно одна, так почему бы ей не поселиться в Красноярске. Тем более что «Пётр I» может получить своё в других номинациях, «Театр‑Театр» озолотомасился на прошлом фестивале, а столичный «Человек, который смеётся» и вовсе британского происхождения со всеми вытекающими.
Дело за малым: достойно показаться в Москве и убедить членов жюри, что Пушкин с Бойдо сегодня актуальнее Гюго, Ирвинга и Уайлдхорна.
У Красноярского театра кукол нынешняя попытка покорить золотомасочные вершины уже третья. Ранее в число номинантов попадали постановки «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи» в 2016 году и «Я – кулак. Я – А‑Н‑Н‑А» в 2021‑м.
В этом году признание членов Экспертного совета получил спектакль «Легенда о Великом инквизиторе» по притче, рассказанной Иваном Карамазовым брату Алёше в романе Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Премьера спектакля в постановке команды из Санкт‑Петербурга состоялась на сцене театра в апреле 2023 года.
«Легенда о Великом инквизиторе» выдвинута на премию в трёх номинациях: «Куклы/Спектакль», «Куклы/Работа режиссёра» (Руслан Кудашов) и «Куклы/Работа художника» (Марина Завьялова).
Конкуренция на «Маске» среди кукольных театров чуть серьёзнее, чем у театров музыкальных. С красноярскими кукольниками за победу поборются коллективы из Казани, Омска, Чебоксар, Ханты-Мансийска и Санкт‑Петербурга.
Ну и, наконец, ТЮЗ, в коллекции которого уже четыре «Золотых маски» и номинациям которого мы давно не удивляемся. В этом году в театре идёт капитальный ремонт, что не помешало лучшему театру города не только продолжить ставить спектакли на Малой сцене, но и вновь увидеть себя в числе номинантов Национальной премии, на этот раз в категориях «Драма/Спектакль малой формы» (спектакль «Всё как у всех») и «Драма/Женская роль» (Елена Половинкина).
Номинации ТЮЗа ценны ещё и тем, что если «Орёл и Ворон» в Музыкальном и «Великий инквизитор» в Куклах поставлены приглашёнными командами из Москвы и Северной столицы, то в ТЮЗе спектакль-номинант традиционно создан собственной постановочной группой в лице режиссёра Ксении Пещик и художника Даниила Ахмедова.
Что касается конкурентов, то ТЮЗ, конечно, в самом незавидном положении. В номинации «Спектакль малой формы» сразу 16 претендентов на премию, среди которых и столичный Театр Вахтангова, и омская Драма, и новосибирский «Старый дом», и южно-сахалинский «Чехов‑центр», и санкт-петербургский «Приют комедианта».
Напомним, весной этого года три «Золотых маски» при десяти номинациях получил Театр оперы и балета имени Хворостовского за балет «Катарина, или Дочь разбойника». Годом ранее две «Маски» привезли из Москвы актриса ТЮЗа Марина Бабошина и солист Театра Хворостовского Михаил Пирогов, номинаций же было пятнадцать.
Так что Красноярск из года в год уверенно держит марку театральной столицы провинциальной России.
В этом театральном сезоне «Золотая маска» особенная. Дело в том, что вместе с публикацией списка номинантов было объявлено о завершении работы дирекции АНО «Фестиваль «Золотая маска» под руководством генерального директора Марии Ревякиной и президента Игоря Костолевского.
«Вместе с окончанием работы Экспертных советов сезона 2022‑2023 завершается и продолжавшаяся 20 лет работа команды АНО «Фестиваль «Золотая маска» в качестве дирекции, проводившей конкурсную программу в Москве», – сказано в сообщении дирекции фестиваля.
Сообщение не удивило, поскольку ещё в августе Союз театральных деятелей России, являющийся учредителем премии и владельцем прав на использование знака «Золотая маска» принял решение отозвать переданные в 2005 году функции дирекции Премии и Фестиваля у АНО «Фестиваль «Золотая маска» и создать собственную исполнительную дирекцию «Золотой маски». На должность директора был приглашён Владимир Мишарин, а обязанности президента возложил на себя председатель СТД Александр Калягин.
Причины произошедшего – на поверхности.
В последнее время Мария Ревякина и компания при выборе номинантов и, главное, победителей не сочли обязательным учитывать гражданскую позицию авторов и создателей спектаклей, за что не раз подвергались критике со стороны патриотически настроенной части культурного сообщества.
О каких-то дальнейших шагах со стороны СТД, как и о реакции на список номинантов от опального Экспертного совета, неизвестно. В любом случае, уникальность нынешней «Маски» в том, что отбор номинантов проводился под управлением одной дирекции, а сам фестиваль и работа жюри пройдут (мы всё же надеемся, что пройдут) под совсем другим руководством.
Также читайте на Бабре:
«Золотая маска». Красноярск «сделал» Санкт-Петербург, Самару и Москву
Ольга Романова: «По поводу себя иллюзий нет». Интервью с директором Музыкального театра
Фото: muztk.ru, teatrkukol24.ru, ktyz.ru, goldenmask.ru