Артур Скальский

© Babr24.com

КультураРоссия

8758

18.03.2013, 00:33

Людмила Улицкая: Наши правители - они такие идиоты или такие умные?

В рамках фестиваля Lit.Cologne с немецкими читателями должны были встретиться Светлана Алексиевич и Людмила Улицкая. Но разговор получился не совсем таким, как ожидалось.

Вечер встречи с двумя женщинами-прозаиками, которых особенно охотно переводят с русского на немецкий язык, начался с огорчительного сообщения ведущего. Выяснилось, что Светлана Алексиевич на фестиваль Lit.Cologne не приехала: она заболела и лежит в больнице в Минске.

Так что вместо ее диалога с Людмилой Улицкой о «красном человеке» разговор шел только о книге Улицкой «Зеленый шатер», вышедшей недавно по-немецки в издательстве Hanser Verlag. Забитый до отказа зал замер в настороженном ожидании: ведь именно книга Алексиевич «Время секонд-хенд: конец красного человека» должна была стать отправной точкой дискуссии.

Эпохальная летопись

Но разочаровываться не пришлось: и тему не пришлось менять, и Улицкая оказалась абсолютно самодостаточной. Вообще, как кажется, изначально было ошибкой организаторов фестиваля втискивать в один вечер двух столь значимых в литературном и общественном смысле личностей. Будем надеяться на то, что Светлана Алексиевич скоро выздоровеет и приедет на выступление в Кельн, причем тоже «сольное».

Что касается «Зеленого шатра», то у многих из пришедших на вечер эта книга была в руках. Роман получил в Германии очень хорошую критику. Газета Frankfurter Allgemeine, например, написала о нем как о «картине нравов толстовского масштаба». Другой рецензент назвал роман «эпохальной летописью советской интеллигенции». В центре этой панорамы эпохи, действие которой начинается со смерти Сталина в 1953 году и кончается развалом Советского Союза, - история трех друзей, их жен, время от времени меняющихся, и их родителей. В романе невероятно большое количество персонажей.

Кстати, чтобы немецкий читатель мог ориентироваться во всех этих сложных для него именах (Петр Петрович, Афанасий Михайлович, Василий Иннокентиевич, Анна Александровна, Светлана Сергеевна, Василиса Травникова, Тоня, Сима, Витька, Миха, Елена, Надежда, - и это только из одной главы!), немецкое издательство приложило к каждому экземпляру что-то вроде широкой закладки с именами персонажей и краткой аннотацией.

Роман о диссидентах

Главное в романе - диссидентская среда. Это - роман о диссидентах. Прототипы одних легко угадываются (скажем, генерал Петр Григоренко в образе генерала Петра Ничипорука), другие - Андрей Сахаров, Юлий Даниэль, Андрей Синявский - названы своими именами, третьи - собирательные образы. Улицкая вложила в роман и собственный жизненный опыт. Она тоже принадлежала к этой среде и печатала самиздат, хотя, как подчеркнула на встрече в Кельне, была скорее его потребителем, чем активным деятелем диссидентского движения. Впрочем, именно за это ее «ушли» в 1970 году из Института общей генетики Академии наук.

«Сегодня к диссидентам часто относятся снисходительно и даже отрицательно, зло, но они внесли немного свободы в абсолютно порабощенную страну», - подчеркнула Людмила Улицкая, выступая перед своими немецкими читателями. Ее очень тревожит нынешняя ситуация в России, когда государство все время испытывает общество: а можно так? стерпят ли? до какой степени можно давить? на что общество соглашается? «А общество, - говорит Улицкая, - соглашается на многие довольно подлые вещи». По ее словам, идет процесс сталинизации, возврата к имперским идеям, от которых история, казалось бы, уже отказалась. Советский миф восстанавливается и продолжает работать. Конец «красного человека»? Об этом и говорить не приходится, убеждена Улицкая: «Происходит всего лишь переформатирование».

Разговор то и дело переходил с книги на «политику». Из зала даже крикнули ведущему, известному журналисту Клаусу Беднарцу (Klaus Bednarz), работавшему в свое время и корреспондентом в Москве: «Говорите больше о книге!» «Мы все время говорим о книге», - парировал Беднарц. Ведь «Зеленый шатер» для Улицкой - это не только попытка заново осмыслить 1960-70-е годы и рассказать о первом «глотке свободы», но и свидетельство того, как власть ломает людей.

Символ примирения

Подобные тенденции определяют и общественную активность Улицкой. «Я никоим образом не считаю себя политическим деятелем, - сказала она на встрече в Кельне, - но в нашей стране порой возникают ситуации, когда надо сказать «да» или «нет».

Твердую позицию заняла Людмила Улицкая и в так называемом деле Pussy Riot. Она пыталась, кстати, выступить на суде, но ей не дали. «Процесс был абсолютно безобразный, непристойный, ничтожный, и поскольку я сидела в зале, то имела возможность сама в этом убедиться, - сказала она, выступая перед немецкими читателями. – И приговор оказался чрезвычайно жестоким, несоразмерным. Вообще меня уже давно занимает вопрос: наши правители - они такие идиоты или такие умные? Если задачей властей было оттянуть общественный интерес к актуальным проблемам, связанным с выборами, с большим недовольством тем, что происходит со страной, то это им вполне удалось. Но никакой консолидации общества не произошло, наоборот: в результате процесса общество оказалось еще более расколотым».

О расколе и о возможном примирении идет речь и в «Зеленом шатре». Собственно, зеленый шатер из предсмертного видения одной из героинь - это и есть символ примирения. « За 70 лет советской власти страна превратилась в лагерь, в котором половина людей сидела, а половина их охраняла, - говорит Улицкая. - Столько ненависти накопилось, взаимной нетерпимости, агрессии... Мне хотелось показать картину изживания зла, признания его в себе, хоть какого-то примирения мучительных противоречий, которыми жил советский человек в 20-м веке».

Ефим Шуман
Источник: Deutsche Welle

Артур Скальский

© Babr24.com

КультураРоссия

8758

18.03.2013, 00:33

URL: https://babr24.info/msk/?ADE=113176

bytes: 5816 / 5642

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

«Московский дворик» и другие шедевры. К юбилею Василия Поленова

Его имя по праву входит в список лучших пейзажистов XIX века, произведения хранятся в ведущих картинных галереях России и ближнего зарубежья, а картина «Московский дворик» считается первой, написанной в жанре «интимный пейзаж».

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

1496

02.06.2024

Мистический классик соцреализма. Лучшее от Леонида Леонова к юбилею автора

«Вор», «Соть», «Дорога на Океан», «Русский лес», «Пирамида», «Evgenia Ivanovna», «Нашествие», «Золотая карета»...

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

4603

01.06.2024

Огненно-громовский уикенд. Вялый старт фаворита и рекорды середняков

Минувший уикенд в российских кинотеатрах отметился рядом интересных рекордов, лидером же проката ожидаемо стал «Майор Гром: Игра». По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

5346

31.05.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

5162

30.05.2024

Видео дня. Звёздный состав сериала «Юг»

Онлайн-кинотеатр Okko опубликовал тизер-трейлер восьмисерийного фильма в жанре роуд-муви «Юг», который 31 мая должен открыть Всероссийский фестиваль детского, семейного кино и анимации «Медвежонок» в Перми. Юг Кипень – зажатый, скромный мальчик, воспитанный бабушкой.

Филипп Марков

КультураРоссия

5951

28.05.2024

Видео дня. Тайный культ в Городе страха

Компания Vertical – один из ведущих мировых дистрибьюторов фильмов – представила трейлер психологического триллера A Sacrifice, который в российском прокате планируют выпустить под адаптированным названием «Город страха». Сюжет картины основан на романе Николаса Хогга «Токио».

Филипп Марков

КультураРоссия

7766

25.05.2024

Неджентльменский уикенд. Первый зарубежный лидер и шесть новинок в топе

«Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи ожидаемо возглавило прокат, потеснив с первой строки чарта «Сто лет тому вперёд» Александра Андрющенко. Таким образом, впервые в 2024 году лидером российского бокс‑офиса стал зарубежный релиз.

Филипп Марков

КультураРоссия

12756

24.05.2024

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend). В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с бразильским рыбаком после того, как он спас от гибели маленького пингвинёнка.

Филипп Марков

КультураРоссия

11014

20.05.2024

В ожидании неджентльменских дел. «Как я встретил её маму» и «Чёрная вдова» – в топе уикенда

В минувшем уикенде, в котором все четыре дня были выходными, старожилы проката значительно улучшили свои показатели, а вот новинки не смогли достичь выдающихся результатов. Безоговорочным лидером четвёртый уикенд подряд остаётся новый отечественный блокбастер-миллиардер «Сто лет тому вперёд».

Филипп Марков

КультураРоссия

23450

17.05.2024

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

8224

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

7610

14.05.2024

Всемирно-потопный уикенд. Миллиард «Сто лет тому вперёд» и тысяча с сеанса «Битвы за Родину»

«Сто лет тому вперёд» вновь уверенно сохранил лидерство в прокате. По данным портала Kinobusiness.соm, в минувшем уикенде фантастическая лента Александра Андрющенко потеряла в сборах всего 19 %, собрав в кассах кинотеатров 142,4 миллиона рублей.

Филипп Марков

КультураРоссия

14125

10.05.2024

Лица Сибири

Евтюхов Николай

Федорова Елена

Смоляк Ирина

Гаськов Александр

Ходаков Сергей

Бардалеев Александр

Кудинов Олег

Калабин Геннадий

Равилова Оксана

Иванов Аполлон