Суета вокруг Мильграма
Беспрецедентный скандал разгорелся в Перми. Министра культуры отстранили от работы за увольнение режиссёра театра.
Всё началось 15 июля 2016 года, когда министр культуры Пермского края Игорь Гладнев подписал приказ об увольнении художественного руководителя Пермского академического Театра-Театра Бориса Мильграма. Это была пятница.
Сам Мильграм объясняет своё увольнение местью и неприязнью со стороны министра, а также личным сведением счётов. Действительно, история их взаимоотношений уходит корнями в далёкий 2004 год, когда Мильграм был художественным руководителем Пермского драматического театра, а Гладнев – его директором. Творческий тандем просуществовал всего год и закончился уходом из театра Гладнева и его супруги, актрисы того же театра.
После назначения Гладнева в 2013 году министром культуры края на театр полилась волна внеплановых проверок и ревизий, министерство, по словам Мильграма, всячески вставляло ему палки в колёса, а сам худрук не стеснялся при случае высказываться о своём отношении к министру, постоянно предлагая ему подать в отставку.
Но проблема в том, что Борис Леонидович Мильграм в театральном мире человек авторитетный, как говорится «не пальцем деланный». В отличие от Гладнева, вернувшегося в культуру с поста советника генерального директора ЗАО «Сибур-Химпром». Поэтому, после увольнения Мильграма события начали развиваться молниеносно.
В понедельник, 18 июля, коллектив театра подписывает коллективное письмо на имя губернатора Пермского края Виктора Басаргина:
«Мы, члены творческого состава Пермского академического Театра-Театра выражаем крайнее неудовольствие фактом увольнения с поста художественного руководителя Бориса Мильграма. Благодаря своим организаторским способностям он создал в театре серьезную управленческую команду, способную создать для артистов благоприятную творческую атмосферу. Наш коллектив – дружная семья, способная поддержать друг друга в любой ситуации. Театр, под руководством Бориса Мильграма – театр единомышленников», – говорится в письме.
Письмо подписали 45 человек очно и 25 заочно (в данное время коллектив театра находится в отпуске).
В тот же день актёр театра Михаил Чуднов объявляет голодовку в знак протеста против увольнения художественного руководителя. В адрес губернатора начинают сыпаться телеграммы от руководителей театров со всей страны.
Своё обращение главе региона отправляет и председатель Пермского отделения Союза театральных деятелей России Анатолий Пичкалев:
«Именно сейчас, на пике успеха, режиссёр получает приказ об увольнении. С нашей точки зрения, это решение недостаточно взвешенное», – сказано в обращении.
Уже на следующий день, 19 июля, конфликт выплёскивается за пределы Пермского края и выходит на федеральный уровень.
Первым высказал своё мнение президент Славянского творческого Союза, член Патриаршего совета по культуре Николай Бурляев:
«Многолетняя деятельность господина Мильграма не имеет ничего общего с основами и стратегией государственной культурной политики Российской Федерации, основанной на морально-этических нормах и традиционных духовно-нравственных принципах отечественной культуры»
Впрочем, как это часто бывает, Бурляев, со своими «морально-этическими нормами», опять попал не в ту колею.
В поддержку Мильграма подписывают письмо Инна Чурикова, Лия Ахеджакова, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов, Максим Дунаевский, Лора Квинт и Николай Денисов. Письмо адресуется прямиком заместителю руководителя Администрации президента Вячеславу Володину.
«Отстранение Бориса Мильграма от должности художественного руководителя наносит непоправимый удар не только по культурной жизни города Перми, но и по всему российскому искусству. Мы убеждены, что Вы сумеете помочь восстановить справедливость и вернуть Бориса Мильграма на его законное место художественного руководителя пермского Театра-Театра», – говорится в письме.
Свою оценку дал и художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин (именно попытка срыва гастролей этого театра называлась в качестве одной из причин увольнения Мильграма):
«То, что с моим коллегой поступили несправедливо, руководствуясь личными мотивами – для меня практически ясно. Да, такие творческие люди всегда неудобны, с ними всегда сложнее, чем с чиновниками. Но такие люди уникальны, их нужно беречь, потому что им нет замен», – сказал Райкин.
Затем следует залп тяжёлой артиллерии: в адрес губернатора Пермского края поступает открытое письмо от председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина. Александр Александрович калач тёртый и прекрасно знает, на какие струны губернаторской души надавить. Фрагменты его письма вполне можно рекомендовать в качестве учебного пособия всем начинающим дипломатам:
«Я знаю, что Вы в последние дни получили множество писем от деятелей театра в защиту Б.Л.Мильграма. Я надеюсь, Вы со вниманием и с пониманием отнесетесь к этому проявлению нашей корпоративной солидарности».
«Я нисколько не подвергаю сомнению право учредителя решать кадровые вопросы в подведомственных учреждениях. Но, согласитесь, если пользоваться этим своим правом неразумно, размахивать им как дубиной направо-налево, можно «наломать дров».
«Позвольте напомнить Вам, уважаемый Виктор Федорович, одно из последних поручений В.В.Путина (по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 25 декабря 2015 г.,): «Правительству Российской Федерации представить в установленном порядке предложения, касающиеся участия общественных организаций и творческих объединений в подготовке решений о реорганизации, ликвидации, перепрофилировании организаций культуры, в первую очередь театров, филармоний, музеев».
«Насколько я знаю, Министерство культуры края намерено не только уволить художественного руководителя театра, но и внести принципиальные изменения в Устав театра. Что это, как не реорганизация? И о каком «участии общественных организаций» при подготовке и принятии подобных решений можно говорить, если даже правление Пермского отделения СТД РФ о них не знает?!»
«Я очень прошу Вас, Виктор Федорович, содействовать разрешению возникшей конфликтной ситуации цивилизованно и, безусловно, с учетом мнения профессионального сообщества».
Упоминание в письме поручения Путина подействовало на губернатора лучше всякого гипноза. Уже на следующее утро в администрации Пермского края сообщили, что министр Гладнев временно отстранён от должности. Теперь оценку его действиям якобы должна дать специально созданная комиссия.
Понятно, что по результатам работы комиссии будет принято одно из двух решений: либо реабилитация Мильграма и окончательное увольнение Гладнева, либо реабилитация Гладнева и окончательное увольнение Мильграма. Третьего, как говорится, не дано.
Напомним, чем-то схожая история произошла недавно и в Иркутске. После увольнения директора Художественного музея Александра Гимельштейна также собирались подписи, писались письма и проводились пресс-конференции, но решение министра культуры и губернатора осталось неизменным. Видимо, Гимельштейн всё-таки чуть менее высокого полёта личность. Как говорится, не Мильграм!
Справка.
Борис Леонидович Мильграм – российский театральный режиссёр.
Родился 27 мая 1954 года в Одессе.
В 1976 году окончил Пермский политехнический институт. Кандидат технических наук.
1989 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского.
В 1987 - 1991 годах – руководитель Пермского Нового молодёжного театра.
В 1992 – 1997 годах – режиссёр Театра им. Моссовета.
В 2004 году назначен художественным руководителем Пермского академического театра драмы. При нём поменялось название театра. С 2007 года он носит название Пермский академический Театр-Театр.
В 2008 – 2011 годах – министр культуры Пермского края.
С 2010 года вице-премьер правительства Пермского края.
С 2012 года – художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра.
Лауреат Высшей национальной театральной премии «Золотая маска».
Фото: genefis-gbr.ru, newsko.ru, classica.fm