С «Игроком» по Камергерскому
В Москве открыли памятник Сергею Прокофьеву.
Более удачного местоположения представить себе сложно: Камергерский переулок, напротив дома-музея композитора. Именно здесь великий классик XX века прожил последние 6 лет своей жизни, и автор памятника Андрей Ковальчук как бы запечатлел композитора, идущего к своему дому.
«Когда я изучал наследие великого композитора, я увидел фотографию идущего Прокофьева. У меня сразу возникла идея сделать композицию, близкую к этой фотографии. Его взгляд обращен на музей. И еще он несёт ноты из оперы «Игрок». Это величайшее произведение», – пояснил скульптор.
И вот тут невольно возникла пара вопросов. Фотография Прокофьева, о которой упомянул автор памятника, была сделана в Чикаго в 1921 году, а в Камергерский переулок он переехал лишь в 1947 (в Москву в 1936). То есть, если подходить формально, то по московскому переулку композитор мог прогуливаться в возрасте как минимум пятидесяти лет, а не в тридцать, как на фото, и уж, конечно, в другой одежде.
Но это, как говорится, художественная вольность, вполне имеющая право на существование. А вот второй вопрос более существенен. По замыслу авторов, Прокофьев несёт под мышкой партитуру оперы «Игрок». Но «Игрок» был написан в 1916 году, а первая премьера состоялась на французском языке в апреле 1929 года на сцене театра Ла Монне в Брюсселе.
В Москве при жизни композитора опера не только не была поставлена, но даже не возникало никаких разговоров на эту тему. Таким образом, абсолютно непонятно, с чего вдруг Сергей Сергеевич, в годы проживания даже не в Камергерском, а вообще в Москве, вдруг разгуливал бы с партитурой «Игрока» под мышкой.
Но это всё, скажем так, мелочи. Главное, что памятник удался, причём на том месте, где и должен быть, что для Москвы в последнее время большая редкость.
Расчувствовавшийся худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, выступая на церемонии открытия памятника, даже назвал Прокофьева «нашим Моцартом».
«Я абсолютно уверен в том, что мы чествуем сегодня одного из величайших композиторов, если хотите, Моцарта XX века. Не было таких мелодистов, как Прокофьев, в двадцатом столетии. Ещё нескоро на земле появятся композиторы, равные дарованию Сергея Сергеевича», – заявил дирижёр.
Напомним, что проходящий 2016 год был объявлен в России годом Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения Сергея Сергеевича. По словам заместителя министра культуры РФ Александра Журавского, за прошедший год во всём мире прошло около 1 900 мероприятий, посвящённых жизни и творчеству композитора. Что не может не радовать, так как Прокофьев без каких-либо оговорок действительно великий русский композитор.
Фото: Вячеслав Прокофьев, ТАСС