Юбилей нетленки: «Юнона» + «Авось» = 1500
В субботу, 21 января, на сцене театра «Ленком» состоялся полуторатысячный показ спектакля «Юнона» и «Авось».
Тысяча пятьсот переполненных залов за 35 лет – это не просто много, это практически беспрецедентно. Столь успешное долгожительство спектакля в современном театральном мире встречается крайне редко. Сменилось уже не одно поколение исполнителей, а «Юнона» по-прежнему ежемесячно собирает по несколько аншлагов.
Про знаменитый спектакль за эти годы сказано-пересказано уже всё, что только возможно. И про поклон авторов Казанской иконе Божией Матери, и про слова Вознесенского о «помощи из космоса» при прохождении спектакля через цензуру, и про малодушие Захарова, нарушившего обещание снять спектакль с репертуара, как только в нём не сможет работать Николай Караченцов.
Марк Захаров, как и положено режиссёру, «обвиняет» в успехе постановки своих актёров, а именно первых исполнителей главных ролей Елену Шанину и Николая Караченцова. Нынешние участники спектакля в свою очередь переводят стрелку на режиссёра, мол, своему долголетию спектакль обязан именно ему.
Но ведь «Юнона» и «Авось» поставлена не только в Москве. С не меньшим успехом рок-опера идёт на сценах театров Иркутска, Ростова-на-Дону, Красноярска, Барнаула, Оренбурга, где нет и не было ни Захарова, ни Караченцова. Поэтому, нисколько не умаляя заслуги вышеупомянутых лиц, всё-таки рискнём назвать главными виновниками невероятного успеха спектакля поэта Андрея Вознесенского и композитора Алексея Рыбникова. Ожидали они сами, что сотворят нетленку, или нет, но факт, как говорится, налицо.
Что можно пожелать в юбилей? Банальное «ещё столько же»? А почему бы и нет? Почему бы не встретиться здесь же после трёхтысячного спектакля? Здоровья всем, актёрам не терять куража, а зрителям не уставать наслаждаться великим произведением наших соотечественников.
Кстати, 23 и 24 января состоятся очередные показы ленкомовской «Юноны». Что написано на сайте театра напротив этих дат? Правильно: «Все билеты проданы».
Фото: Александр Стернин, lenkom.ru
Справка.
«Юнона» и «Авось» – самая известная (по результатам опроса ВЦИОМ) театральная постановка в России. Жанр – рок-опера, язык исполнения – русский. Музыка Алексея Рыбникова, либретто Андрея Вознесенского.
Режиссёр-постановщик – Марк Захаров, сценография Олега Шейнциса, хореография Владимира Васильева, художник по костюмам – Валентина Комолова.
Премьера состоялась 20 октября 1981 года на сцене Московского государственного театра имени Ленинского Комсомола.