«Киношедевры» за наш счёт: окупается каждый девятый
Количество российских фильмов год от года увеличивается, как и количество затраченных на их производство бюджетных средств. Что касается окупаемости и качества, то здесь тенденция обратная.
Такой вывод можно сделать из данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС), которые проанализировал РБК.
Из 168 фильмов, вышедших на экраны с января 2019 года, господдержку получили 68. Окупились же из этих 68 всего восемь. В прошлом году прибыльными оказались девять лент из субсидированных 54. При этом всего было снято на 28 фильмов меньше – 140.
Известный аналитик кинобизнеса, главный редактор портала Kinodata.pro Сергей Лавров главную причину происходящего видит в порочности безвозвратной поддержки коммерческих кинокомпаний, которые получают от государства деньги без каких‑либо последующих обязательств.
«Ситуация, когда на десять профинансированных фильмов приходится лишь один успешный, ненормальна», – цитирует Лаврова РБК.
В 2019 году (без учёта декабря) лидером по сборам и самоокупаемости из профинансированных государством российских фильмов стал военный блокбастер «Т‑34». Также остались в плюсе после вычета бюджета из кассовых сборов «Бабушка лёгкого поведения 2», «Миллиард», «Любовницы», «Трезвый водитель», «Давай разведёмся!», «Верность» и «Балканский рубеж».
Необходимо отметить, что даже успешные в прокате российские ленты сдают свои позиции по сравнению с прошлыми годами и не могут конкурировать с «проклятым» Голливудом. Ещё в начале сентября «Коммерсант» со ссылкой на «Бюллетень кинопрокатчика» сообщил о самых низких сборах отечественных фильмов за последние четыре года. При этом общие сборы побили очередные рекорды, в основном за счёт голливудских «Мстителей» и «Короля льва».
За восемь первых месяцев года доля российских фильмов в общих сборах составила всего 3,2 %, а доля зрителей – ничтожные 1,8 %. В прошлом году при меньшем количестве профинансированных фильмов эти показатели равнялись соответственно 11,5 и 12,7 %. Деградация налицо.
Главное разочарование «господдержки» уходящего года – российско-китайское фэнтези в режиссуре Олега Степченко «Тайна печати дракона», на которую Фондом кино было выделено 90 миллионов рублей. При общих затратах на производство в 2,3 миллиарда картина заработала в прокате всего 333,5 миллиона рублей.
Печальную статистику подтверждают всевозможные рейтинги лучших фильмов, которые составляются по результатам оценок зрителей интернет-порталов. В частности, пользователи «Кино Mail.ru» назвали лучшими фильмами 2019 года «Мстителей: Финал», «Джокера», «Однажды в… Голливуде», «Боевого ангела» и «Аладдина». Как видим, даже самый успешный российский «Т‑34» не смог попасть в заветную пятёрку.
Подробнее о лучших фильмах года читайте в материале Бабра:
Ау, Россия, где твоё кино? Рейтинг фильмов и сериалов – 2019
Конечно, господдержка кинематографа – это прекрасно. Страсть министра культуры Мединского к патриотическим и историческим фильмам также понять можно. Утверждение, что не все хорошие фильмы окупаются, а те, что окупаются, – не все хорошие, тоже, безусловно, справедливо. И тем не менее.
Может, пора уже подчистить ряды экспертного совета Фонда кино, где главный по распределению – директор студии Никиты Михалкова Леонид Верещагин? Может, хотя бы на время кризиса умерить аппетиты режиссёров и продюсеров, и тем самым смягчить масштабы бедствия? Может, уже проследить за тем, куда уходят деньги, и если уходят не на кино (или на плохое кино), то больше не давать?
В конце концов, почему граждане России должны платить за то, что им не нравится?
Ах, да, министр… Совсем забыли, что у Владимира Ростиславовича свои критерии прекрасного и особый взгляд на государственную казну. В частности, министр культуры откровенно гордится прорывом в «поддержке отечественного кинематографа». При этом Счётная палата уже обращала внимание руководителя культурного ведомства на «непрозрачность распределения субсидий» и отсутствие должного контроля за последующей тратой выделенных кинематографистам бюджетных средств.
Фото: kinoafisha.info