Леди Совершенство советского экрана. К юбилею Натальи Андрейченко
«Сибириада», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания», «Марица», «Пётр Великий», «Прости», «Леди Макбет Мценского уезда»…
3 мая 65-летний юбилей отмечает советская, американская и российская киноактриса, лауреат премии Ленинского комсомола, заслуженная артистка РСФСР Наталья Андрейченко.
Родилась будущая актриса 3 мая 1956 года в Москве. Выросла в Долгопрудном, где отец работал главным инженером машиностроительного завода. В детстве училась в музыкальной школе, занималась балетом и плаванием. После окончания школы поступила в мастерскую Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой Всесоюзного государственного института кинематографии.
Уже на втором курсе Наталья Андрейченко дебютировала в кино в небольшой роли девушки Вали в драме Гавриила Егизарова «От зари до зари», а к окончанию ВГИКа в 1977 году за восходящей звездой числились роли в фильмах «Долги наши», «Степанова памятка», «Колыбельная для мужчин», «Поединок в тайге», «Степь».
Первый успех пришёл к актрисе в 1978 году с ролью Насти Соломиной в четырёхсерийной эпопее Андрея Кончаловского «Сибириада». Картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» и получила Гран‑при жюри Каннского кинофестиваля, на котором русская красавица Андрейченко, включённая в состав советской делегации, произвела фурор.
Пока юная звезда купалась в лучах славы в Каннах, в СССР на экраны вышел ещё один фильм с нею в главной роли – военная драма Самсона Самсонова «Торговка и поэт».
Затем были заметные работы Андрейченко в комедии Виктора Трегубовича «Уходя – уходи», мелодраме Ивана Киасашвили «Дамы приглашают кавалеров», драме Гавриила Егиазарова «Коней на переправе не меняют», трёхсерийном детективе Олега Гойды «Инспектор Лосев» и других, чуть менее успешных картинах.
Звёздным годом в карьере Натальи Андрейченко стал 1983‑й. 7 ноября на большие экраны страны вышел фильм Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», впоследствии номинированный на премию «Оскар» и «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, а в зимние каникулы января 1984‑го по телевидению была показана премьера легендарного семейного мюзикла Леонида Квинихидзе с музыкой первого мужа актрисы Максима Дунаевского «Мэри Поппинс, до свидания».
С тех пор образ героини книг Памелы Трэверс ассоциируется у россиян исключительно с Натальей Андрейченко, а саму актрису называют не иначе как «Леди Совершенство».
Весь последующий год актриса собирала награды – приз за лучшую женскую роль Международного кинофестиваля в Вальядолиде (за роль Любы в «Военно-полевом романе»), премию Ленинского комсомола и звание заслуженной артистки РСФСР.
В 1985 году Наталья Андрейченко в блистательной компании с Тимофеем Спиваком, Марией Мироновой, Владимиром Зельдиным, Людмилой Макаровой, Игорем Скляром и Верой Сотниковой снялась в главной роли в музыкальном фильме Александра Белинского по мотивам оперетты Имре Кальмана «Марица».
В 1987 году Наталья Андрейченко за роль Марии в мелодраме Эрнеста Ясана «Прости» была признана лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». За год до этого она сыграла Евдокию Лопухину в американском фильме «Пётр Великий», во время съёмок в котором познакомилась со своим вторым мужем – актёром и режиссёром Максимилианом Шеллом.
В 1989 году роль Катерины Измайловой в драме Романа Балаяна «Леди Макбет Мценского уезда» принесла Андрейченко номинацию на Национальную кинематографическую премию «Ника» в категории «Лучшая женская роль», которую в итоге забрали Елена Яковлева и её «Интердевочка».
В 1991 году «Леди Совершенство» эмигрировала к мужу в США, где снялась в фильмах и сериалах «Свечи во тьме», «Полиция Нью‑Йорка», «Доктор Куин: Женщина‑врач», «Маленькая Одесса», «Аврора: Операция «Перехват», «Нежить».
Начиная с 1999 года Андрейченко вновь снималась в российских фильмах. Среди работ актрисы тех лет – роли в картинах «Восемь с половиной долларов», «Формула счастья», «Подари мне лунный свет», «О’кей», «Моя большая армянская свадьба», «Грехи отцов».
В последние годы звезда советского экрана живёт преимущественно в Мексике, лишь изредка приезжая на родину. Сегодня поклонники именинницы с нетерпением ожидают долгожданного возвращения актрисы на экраны – после почти десятилетнего перерыва Наталья Андрейченко снялась в одной из главных ролей в телесериале Влада Фурмана «Наследники», премьера которого запланирована на 2021 год.
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости, kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, 1tv.соm, fishki.net