«Дружеское плечо». Алексей Рыбников приберёт к рукам «Градский Холл»?
1 декабря в московском театре «Градский Холл» прошла церемония прощания с основателем театра, народным артистом России Александром Градским, ушедшим из жизни в ночь на 28 ноября. В тот же день культового музыканта похоронили на Ваганьковском кладбище.
29 ноября, то есть буквально на следующий день после кончины мэтра отечественной рок‑музыки, на сайте мэра Москвы и столичного правительства появилась информация, что обязанности художественного руководителя театра «Градский Холл» временно возложены на Алексея Рыбникова – известного композитора, народного артиста России и художественного руководителя собственного театра.
«Считаю своим долгом друга подставить плечо коллегам в столь непростой и трагической для нас всех ситуации», – процитировала пресс‑служба мэрии слова автора знаменитой рок‑оперы «Юнона» и «Авось».
Не будем комментировать этическую сторону вопроса, когда новый руководитель назначается до того, как тело старого ещё не предано земле. Отметим лишь, что такого в истории театральной России не было никогда, и спешка, на первый взгляд, совершенно неуместна. Не говоря о том, что в большой дружбе Рыбников и Градский замечены не были. По крайней мере, ни одной совместной фотографии двух маэстро мы не нашли, как и упоминаний о каких‑либо совместных проектах.
Но всё это лирика. Если вспомнить, что «Градский Холл» – это в первую очередь лакомый кусок в виде шикарного реконструированного здания на Коровьем Валу площадью 8,5 тысячи квадратных метров, то всё встанет на свои места.
Дело в том, что Театру Рыбникова в разные годы были выделены два помещения, но ни одно из них не приспособлено для показа спектаклей. В «Доме Нирнзее» в Большом Гнездниковском переулке располагаются административные кабинеты, а в подвале «Дома военных» в Большом Ржевском переулке – репетиционные помещения. Спектакли же театра проходят либо в Доме Музыки, либо в Мьюзик‑холле, либо на сцене Театра имени Ермоловой. А «Градский Холл» – это большой многофункциональный зал с трансформируемой сценой на 500 мест плюс малый зал на 150 мест. Как раз то, чего так не хватает Театру Алексея Рыбникова. Так что «дружеское плечо» пришлось как нельзя кстати.
Нет никаких сомнений, что в ближайшее время сцену театра «Градский Холл» начнут обживать спектакли Театра Рыбникова. С перспективой слияния двух театров.
При неоспоримом уважении к Градскому, его проект не был театром как таковым. Это была прекрасно оборудованная концертная площадка для выступлений звёзд шоу «Голос» и самого мэтра. А вот у Рыбникова – театр. С самобытным репертуаром, труппой, а теперь ещё и со сценой для показа спектаклей. Так что за поглощение Театром Рыбникова театра «Градский Холл» говорит многое, включая здравый смысл. Особенно если учесть тенденцию к оптимизации и сокращению числа театров в Москве.
Нельзя сказать, что это плохо. «Градский Холл» без Градского мало кому интересен. Да и Рыбников собственную площадку заслужил давно и не меньше Градского. Понятно и то, что желающих прибрать к рукам осиротевшее здание немало и медлить нельзя, тем более что такого шанса у 76‑летнего Рыбникова больше не будет. И всё же элементарную этическую паузу выдержать не мешало.
Фото: timeout.ru, v-catering.ru