ММКФ стран Азии и Южной Америки: освоим миллионы невзирая
«Невзирая на неблагоприятные погодные условия...»
Как перевести, что дождь был, а мы – «невзирая»?
Михаил Жванецкий
В том, что Никита Михалков не упустит возможности освоить бюджет и проведёт‑таки Московский международный кинофестиваль, президентом которого он является последние 23 года, не было никаких сомнений. Несмотря на то что слово «международный» в его названии сегодня выглядит жутким анахронизмом.
Напомним, 44 московский кинофорум был перенесён с апреля 2022 года на более поздний срок из‑за отказа многих кинематографистов не только приезжать в Россию, но и присылать на ММКФ свои фильмы. Официальная причина переноса – «в связи с просьбой кинематографистов разных стран». Мол, очень хотят, но не могут.
Однако время идёт, отношение к России в мире к лучшему не меняется, санкции отменять никто не собирается, а показать всем, что «мы невзирая» необходимо. Не говоря уже про упомянутый бюджет от Министерства культуры, который всегда держится в тайне, но по самым скромным подсчётам исчисляется сотнями миллионов рублей и из года в год успешно осваивается компанией Никиты Михалкова «Медиафест», ответственной за проведение фестиваля.
Новыми датами проведения 44‑го ММКФ стала неделя с 26 августа по 2 сентября. На пресс-конференции в ТАСС, посвящённой объявлению программы фестиваля, глава отборочной комиссии кинофорума Иван Кудрявцев искренне радовался, что «несмотря на очень сложный политический и культурный контекст», организаторам удалось «соблюсти идеальный баланс» между друзьями и недругами.
«Примерно половина стран, представленных в наших программах, – это так называемые недружественные страны, половина – те, которые к этому перечню никто не относит», – сообщил Кудрявцев, даже не подозревая, что открытым текстом констатировал, что кино, по большому счёту, ни при чём.
После того как была озвучена основная программа фестиваля, возникла неловкая пауза: журналисты пытались сообразить, какой из фильмов-участников снят в «недружественной стране». За статуэтку «Золотого Святого Георгия» в 2022 году поборются российские картины «Огород» Ларисы Садиловой, «Юность» Дмитрия Давыдова и «Верблюжья дуга» Виталия Суслина, а также фильмы из Сербии, Румынии, Китая, Турции, Перу и Шри‑Ланки.
Участников «наскребли» всего девять, при том что в регламенте фестиваля указано, что их должно быть «не менее 12». Подавляющее большинство из них – дебютные работы никому не известных режиссёров. При этом организаторы усиленно пытаются сохранить достойное лицо, утверждая, что фильмы конкурсной программы станут «настоящим открытием».
«Они ничуть не будут уступать старушке Европе, которая немного устаёт или уже устала», – цитирует ТАСС члена отборочной комиссии ММКФ Евгению Тирдатову.
Впрочем, времена, когда «Святого Георгия» увозили из Москвы фильмы, снятые в США, Франции, Италии, Великобритании и Японии, и без того давно прошли. На последних шести Московских кинофестивалях главный приз доставался картинам из Ирана, Китая, России, Казахстана и Румынии. Такое чувство, что ММКФ под санкциями уже давно, поэтому особых изменений никто не почувствует.
Возглавлять жюри этого кинематографического шапито имени Никиты Михалкова будет Евгений Миронов. Яркое доказательство, что популярного актёра и художественного руководителя Театра Наций, изначально высказавшегося против спецоперации, а затем «замолившего грехи» широко распиаренной поездкой на Донбасс, окончательно простили и дали сладкий пирожок.
Фото: kinokadr.ru