Мариинский беспредел под руководством Валерия Гергиева
Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева продолжает издеваться над публикой. Давно замечено, что такого отношения к зрителю, как в одном из двух главных оперных театров страны, нет нигде.
Постоянные отмены и переносы, замены исполнителей, задержки начала спектаклей в связи с опозданиями маэстро Гергиева, объявления дат и названий спектаклей и концертов с беспрецедентным опозданием, зачастую буквально накануне дня показа.
Если раньше сумятицу и безответственность можно было списать на занятость маэстро, без устали разъезжающего с гастролями, то сейчас у Валерия Абисаловича все возможности сосредоточиться на наведении порядка в родном театре, в котором он не только художественный руководитель, но и генеральный директор.
Однако после того как Гергиев попал под санкции, потерял зарубежные контракты и безвыездно осел в России, ситуация в Мариинке лишь ухудшилась.
Дабы не ходить далеко за примерами, взглянем на афишу октября. Там мы с удивлением обнаружим, что месяц у Гергиева заканчивается 20‑го числа. Более того, репертуар на декаду с 11 по 20 октября был опубликован лишь 4 октября. До этого месяц в Мариинке длился и вовсе десять дней. Тогда же, 4 октября, была открыта продажа билетов на вторую декаду месяца. За неделю до ближайшего спектакля.
При этом, даже опубликовав афишу, театр не считает необходимым уведомить публику об исполнителях главных партий. Немыслимая самоуверенность вкупе с наплевательством на традиции и отсутствием элементарного уважения к зрителям, которых принуждают покупать «кота в мешке», причём за немалые деньги, и лишают возможности послушать любимых солистов и посмотреть любимых танцовщиков. Не говоря уже о самих артистах, которые точно так же не могут ни запланировать собственное время, ни толком подготовиться к выступлению.
Кто-то скажет, что, мол, в пандемию всё сбилось, никак не выровняется, потом санкции и отъезд артистов, и вообще, времена непростые. Но давайте ради интереса зайдём на сайт, например, Большого театра, у которого в последнее время проблем вряд ли меньше.
А там афиша на всех трёх сценах расписана до конца года, и на все спектакли до 18 декабря включительно уже продаются билеты. На остальные постановки (с 18 по 31 декабря) вы можете посмотреть график с указанием даты и времени начала продаж билетов по паспортам и в свободном доступе.
Все исполнители при этом известны до начала декабря. Более чем достойная картина для театра, уважающего себя и своего зрителя.
А как в других питерских театрах, спросите вы. Давайте посмотрим. БДТ имени Товстоногова: афиша по 30 ноября с открытой продажей билетов. Александринка: по 30 ноября. Михайловский: по 27 ноября. Театр музыкальной комедии: афиша с продажей билетов по 8 января. ТЮЗ имени Брянцева: по 31 декабря.
И ладно бы, страдали от безалаберности Гергиева петербуржцы. Они, во‑первых, привыкли, а во‑вторых, могут при желании подождать и подстроиться, благо, аншлаги в Мариинском театре сегодня редкость. Но то, что происходит в одном из главных театров страны, делает совершенно невозможным так называемый театральный туризм, когда жители других городов России, желающие совместить путешествие в Санкт‑Петербург с посещением Мариинского театра, лишены возможности спланировать поездку.
Иностранных туристов, на которых долгие годы паразитировал Гергиев, сегодня нет, а соотечественники маэстро могут попасть на спектакль или концерт лишь по счастливой случайности. Получается, четыре сцены Мариинского театра работают исключительно на жителей Северной столицы. Разумеется, при полупустых залах.
С другой стороны, зачем Гергиеву заботиться о посещаемости театра, если многомиллионное госфинансирование от него никуда не денется. Особенно после того, как он «патриотично» остался в России, а до этого был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах.
Как говорил великий Жванецкий, при чём тут пустой зрительный зал?
Разительно отличается поведение зрителей Мариинки и в группах театра в соцсетях. Если в сообществах других театров России в комментариях к постам, как правило, восторги и благодарности, то в группах Мариинского театра преобладают возмущение и недоумение:
Ольга Колесникова: Это нормально, 30 сентября иметь треть октябрьской афиши? Вопрос риторический.
Сеня Иванов: Почему до сих пор не опубликована программа Симфонического концерта в Концертном зале на 3 октября? Концерт послезавтра, неужели Гергиев не знает, какие произведения будут исполняться? Никто не хочет покупать кота в мешке, и зал практически не продан.
Екатерина Бахарева: Когда же уже будет афиша на весь месяц, на текущий месяц! Вас посещают не только петербуржцы, но и гости города, из отдалённых районов страны. Как планировать культурную программу, когда в одном из ведущих театров страны нет афиши на текущий месяц?!
Галина Герасимова: Екатерина, солидарна!
Ольга Юникова: Балет... Составы... Как без них?
Елена Клименченко: Залы при таких действиях не заполняются. На ближайшие даты даже по ползала не продано.
Владислав Малышев: В отношении планирования афиши ни один театр не позавидует Мариинскому. Как планировать время?
Андрей Дрожжин: Поддерживаю. Всё понимаю, времена сложные. Но когда появляется афиша Мариинки, театральный (и не только) месяц (а то и два) уже распланирован и даты заняты. Посчитал: в прошлом сезоне в 2,5 раза реже ходил в Мариинку, чем в ковидном позапрошлом, не говоря уже о доковидных сезонах. Исключительно по причине невозможности планировать.
Ольга Попова: Афиша обновилась только сегодня утром, вчера вечером были указаны только детские спектакли до конца месяца. Полностью согласна с комментарием Екатерины. Ведущий театр и такой бардак.
Как говорится, комментарии излишни. Но зрители могут возмущаться сколько угодно. Дела до творящегося в Мариинском театре беспредела никому нет. Валерий Гергиев по‑прежнему велик и неприкасаем.
Также читайте на Бабре:
Царь Валерий и инфицированные холопы: бунт против Гергиева в Мариинском
Фото: Мария Колосова / ТАСС, Andreas Terlaak / NRC