Гротеск в бронзе. Мейерхольд вернулся в Питер
12 мая в Санкт-Петербурге в переходе между основной и новой сценами Александринского театра был открыт памятник легендарному режиссёру Всеволоду Мейерхольду работы скульптора Алексея Архипова. Имя Мейерхольда отныне будет носить и Новая сцена театра.
В основу идеи скульптуры лёг известный портрет режиссёра кисти Бориса Григорьева.
«Нам показалось правильным, чтобы это не был застывший человек. Потому что Мейерхольд не может быть застывшим ни в какой позе – ни в сидящей, ни в стоящей. Это постоянное движение», – сказал на пресс-конференции в Санкт-Петербургском пресс-центре ТАСС художественный руководитель Александринки Валерий Фокин.
Карл Казимир Теодор Мейерхольд родился 28 января (9 февраля) 1874 года в Пензе в немецкой лютеранской семье. Впоследствии принял православие и сменил имя на Всеволода. Учился у Владимира Немировича-Данченко в Театрально-музыкальном училище Московского филармонического общества. Играл в первых спектаклях Московского художественного театра. В 1902 году с группой актёров покинул МХТ и основал театр «Товарищество новой драмы» в Херсоне.
В качестве режиссёра ставил спектакли на сценах Театра Комиссаржевской, Александринского и Мариинского театров в Санкт‑Петербурге. С 1920 года руководил Театром имени Мейерхольда в Москве.
В 1923 году был удостоен звания народного артиста Республики. Летом 1939 года арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в феврале 1940 года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1955 году.
На открытии памятника в Санкт-Петербурге Валерий Фокин был, как всегда, красноречив и привычно пытался убедить присутствующих в том, что именно Александринка была и остаётся главным театром страны. Притянул он на свою сторону и Мейерхольда, который, по словам Фокина, состоялся как режиссёр исключительно благодаря Александринскому театру.
«Мейерхольд вернулся в свой любимый город. Это дань гениальному режиссёру, который был воспитан и очень много взял от этого города, который здесь сделал несколько шедевров. И город этот, и творчество, которое здесь было им заложено, прошло потом через всю его жизнь. Весь московский период, особенно последние годы, его творчество окрашено именно Петербургом, Александринским театром», – заявил худрук Александринки.
С Фокиным можно соглашаться, можно спорить, однако в Москве, где Мейерхольд учился и творил большую часть жизни, установить ему памятник пока не удосужились.
Гротескный петербургский монумент – вторая скульптура, посвящённая легендарному режиссёру. Первая, работы Юрия Ткаченко, была установлена в 1999 году в Пензе возле Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда».
Фото: vk.соm/fdboltin, otzyv.ru