Дьякона Андрея Кураева выдворили из Тверской области
Интервью диакона Андрея Кураева газете "Тверская жизнь", в котором он резко критически отозвался о деятельности Рерихов и связал ее с оккультизмом ("…если мы будем часто, слепо, с придыханием повторять имена Рерихов, причем не зная и не понимая их учения, это в конце концов сделает социально престижными, респектабельными и приемлемыми в образовательной системе идеи оккультизма"), побудило группу представителей культурной общественности обратиться с открытым письмом к губернатору Тверской области Д.В. Зеленину.
Авторы обращения заявляют, что "отношения РПЦ и Рериховского движения наверняка были бы не столь напряженными, если бы со стороны отдельных представителей РПЦ, таких как дьякон Андрей Кураев, не распространялась бы изощренная клевета на наследие Рерихов". Представители общественности просят губернатора области не допускать клеветнических публикаций и публичных выступлений дьякона Кураева в Тверском регионе". Приводим текст этого документа, первоначально опубликованного в газете "Вече Твери", полностью:
"Обращение культурной общественности в связи с публикацией интервью дьякона А. Кураева в газете «Тверская жизнь»
Губернатору Тверской области
Д.В. Зеленину
Главе г. Твери
О.С. Лебедеву
Органам государственной власти
Твери и Тверской области
Широкой общественности
В СМИ Твери и Тверской области
О феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только не писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и культуры… За всю историю церкви не было еще подобного примера, чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние патриархии с культурой и наукой, восстанавливать против православия своею хулою не только многие новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедуемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах.
А. Владимиров.
В поисках православия.
Культурную общественность крайне тревожит тот факт, что Русская православная церковь (РПЦ) в ряде случаев относит гуманистическое философское наследие семьи Рерихов, представляющее ценность мировой и отечественной культуры, к сектантству, а культурно-просветительские Рериховские организации объявляет сектами.
Нам известно, что в среде искренне верующих православных христиан немало людей, доброжелательно относящихся к творчеству семьи Рерихов. Отношения РПЦ и Рериховского движения наверняка были бы не столь напряженными, если бы со стороны отдельных представителей РПЦ, таких как дьякон Андрей Кураев, не распространялась бы изощренная клевета на наследие Рерихов.
Гастролируя по стране и ближнему зарубежью, этот скандально известный богослов воздвигает стену лжи вокруг великих людей, жизнь и творчество которых утверждают высокие нравственные ценности, столь необходимые в наше время обществу.
Так, перед своими выступлениями в Твери 3 октября этого года дьякон Кураев дал интервью газете «Тверская жизнь» (№ 178 за 28.09.05г.), где в очередной раз оклеветал наших выдающихся соотечественников.
При этом дьякон был верен себе - он не назвал ни одного достоверного источника в доказательство своих слов. И не смог бы назвать, поскольку таковых источников просто нет. Зато есть самоотверженность уникальной семьи, посвятившей свою жизнь служению России. И свидетельством этого служат многочисленные статьи, картины и огромная общественная деятельность семьи Рерихов, направленная в защиту культуры.
Кураев с циничной легкостью ставит знак равенства между рериховским философским наследием, имеющим огромный культурный потенциал, и сомнительными оккультными практиками. Хотя каждому, кто знаком с работами семьи Рерихов, прекрасно известно, что сами они эти практики осуждали и критиковали. Их философские труды не имеют никакого отношения к экстрасенсорике, магии, спиритизму, низкому грубому оккультизму.
Нужно заметить, что для своей обличительной деятельности А. Кураев избирает совершенно ненаучный метод анализа. Он рассматривает философские системы с точки зрения догматов христианской религии.
Мало того, что Кураев в своих публичных выступлениях использует бесчестные приемы ведения полемики (склейка разрозненных цитат; искажение исходного авторского смысла; отрыв документов от исторического контекста; игра смысловыми интонациями и нюансами и т.д.), он не стесняется дополнять свои измышления пошлым юмором и анекдотами. Православный священник, выразитель взглядов русского духовенства, позволяет себе высказывания типа «Человек - такая скотина, везде нагадить может», «В самой сути христианства есть нечто скандальное». Иисусова молитва «Отче наш», по понятиям дьякона, «сухое перечисление нужд» и т.д.
Использование крупиц разнородных сведений вперемешку с софистикой и глупыми разглагольствованиями, вульгарные выражения, которые употребляет Кураев в своих выступлениях, вызывают сомнения в том, что этот человек вообще верит в Бога. Если бы православие было таким, каким его представляет Кураев, то можно было бы лишь пожалеть православную церковь и ее прихожан.
Характерно, что Кураев, будучи большим любителем поспорить, никогда не ввязывается в споры с профессиональными религиоведами или идеологами других конфессий. Объясняется это просто: все серьезные оппоненты Кураева отмечают его крайнее невежество, неграмотность даже в элементарных вопросах религиоведения, приверженность к словесной эквилибристике, что, естественно, не вызывает уважения у профессионалов.
Возникает вопрос: с какой целью дьякон Кураев сознательно лжет, заражает аудиторию своим нигилизмом и агрессией? Ответ можно найти в его фундаментальной установке: истинно лишь православие, все остальные религии и учения - от дьявола, а все, кто с этим не согласен, - сектанты. Таким образом, выступая от лица РПЦ, Кураев фактически лишает людей возможности выбора, блокирует любые попытки реализации свободы вероисповедания. Конечно же, эта скандальная репутация Кураева приводит к закономерному результату: ему отказывают в выступлениях не только отдельные организации, но целые города и даже области. Чтение его лекций, например, запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пустыни, в Славяногорском монастыре запрещена даже продажа книг этого лживого богослова.
К сожалению, труды Кураева иногда безответственно используются некоторыми представителями власти для оценки философского наследия семьи Рерихов и культурно-просветительской деятельности рериховских организаций. Между тем такой известный во всем мире культурный и научный центр, как Международный центр-музей имени Н.К. Рериха (МЦР), имеет многочисленные документы и материалы, которые дают возможность опровергнуть любую клевету, касающуюся жизни и деятельности семьи Рерихов и их философского наследия. Ученые центра могут дать ответы по всем вопросам, касающимся творчества Рерихов и их трудов. К тому же в Твери много лет работает Рериховская организация, которая активно сотрудничает с МЦР, воплощает идеи Рерихов в своей культурно-просветительской работе и готова предоставить достоверную информацию по рериховской теме.
Мы убеждены, что невежественные нападки на известных деятелей русской культуры способны привести к уничтожению культуры как таковой. Разрушительная деятельность Кураева, несовместимая с христианскими принципами, способствует росту гражданской напряженности в обществе и может привести к самым неожиданным негативным последствиям.
В связи со всем вышесказанным мы обращаемся к губернатору Тверской области с требованием принять меры, с тем, чтобы в дальнейшем не допускать клеветнических публикаций и публичных выступлений дьякона Кураева в Тверском регионе.
Т.В. Житкова, журналист, член Международной ассоциации писателей и публицистов, г. Рига
Ш.А. Амонашвили, доктор психологических наук, академик, РАО, завлабораторией МГПУ, г. Москва
Л.В. Кудряшова, доктор философии, консультант-эксперт Постоянной комиссии по культуре, делам молодежи и спорту при Верховной раде Автономной республики Крым, г. Симферополь
(Всего 50 подписей)".